Ещё за две недели до Хеллоуина в Магнитогорске стала появляться афиша: ни один клуб не хотел пропустить этот праздник. Социальные сети заполнили тысячи записей о традициях, «страшных» костюмах и лакомствах. Кажется ни один человек не мог остаться в стороне. А сегодня утром в программе «Доброе утро, Город» ведущие будили магнитогорцев в тематических образах.
Из истории
История Хеллоуина восходит к традициям древних кельтов Ирландии и Шотландии. Название этого праздника произошло от староирландского слова Самайн, который прочно ассоциировался со смертью и сверхъестественным.
С конца XX века мода на атрибутику Хэллоуина возникла в большинстве неанглоязычных стран Европы и в СНГ, в том числе и России.
Главным символом праздника является так называемый Светильник Джека. Традиция изготовления тыкв-светильников пошла от кельтского обычая создавать фонари, помогающие душам найти путь в чистилище.
Современное празднование
В настоящее время праздник приобрёл как бы два лица: традиционное – со скромным почитанием умерших предков, распространенное, например, в Европе и современное, некое поклонение нечистой силе. В последний день октября молодёжь по всему миру собирается в клубах, чтобы подурачиться.
Согласно исследованию проведенным аналитическим центром «Левада» 78 процентов россиян знают о существовании такого праздника, как «Хэллоуин», но собираются его праздновать лишь восемь процентов. Причём нарядиться на Хэллоуин в первую очередь собирается молодежь в возрасте от 18 до 24 лет (16 процентов).
Как видно из исследования, тыквы и кошмары в основном привлекают молодых людей. Они заранее готовятся к празднику, покупают или шьют самостоятельно костюмы, делают соответствующий макияж, причём чем страшнее, тем лучше.
В Россию увлечение всем западным пришло ещё в 90-е годы. К заграничным праздникам молодёжь стала относится более заинтересованно. День святого Валентина, Китайский Новый год, Католическое Рождество получили массовое распространение. Возможно, поэтому Хеллоуин популярен в России.
Однако не всей магнитогорской молодёжи близок этот праздник. Так на прошедшем в городе «Маскараде» гостей попросили не приходить в костюмах, предназначенные для встречи Хэллоуина. Организаторы хотели развести эти два праздника, ведь последний отмечается в западных странах, а «Маскарад» нам исторически ближе.
Есть ли у праздника будущее?
В конце октября член Общественной палаты, президент центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгий Федоров попросил министра культуры Владимира Мединского вообще запретить празднование Хэллоуина в России.
«В связи с напряженными отношениями с США кроме продовольственной безопасности необходимо учитывать ещё идеологическую. На мой взгляд, кроме коммерческой составляющей, этот праздник ничего хорошего не несет. К сожалению, с 90-х годов нам очень активно навязывают совершенно не свойственные нашим культурным традициям образ жизни и поведение», – заявил Георгий Федоров.
Между тем, в пресс-службе министерства отметили, что обращение к ним еще не поступило, однако свое отношение в ведомстве высказали.
«Этот праздник обычно проводится в кафе и ресторанах, деятельность которых не относится к компетенции Минкультуры. Проведение Хэллоуина в музеях, театрах, филармониях и библиотеках не запланировано», – отметили в ведомстве.
Коммерческие цели
Интересные размышления на тему Хэллоуина встречаются в книге известного журналиста Фредерика Бегбедера «Я верую – Я тоже нет», в которой он ведёт диалог с епископом Жан-Мишелем ди Фалько.
«Ди Фалько: Современное общество хочет, чтобы мы забыли о присутствии смерти в нашей жизни, стремится поддержать иллюзию, будто смерти нет.
Бегбедер: А гении маркетинга, как будто споря с судьбой, замаскировали День Всех Святых, узаконив Хеллоуин. Теперь не мы навещаем покойников – они сами являются к нам в гости с тыквой на голове. Вот уж настоящий камуфляж. В роли этакого представителя семейства двудольных, с тыквой вместо башки, тебе не до раздумий; другое дело, когда навещаешь могилы умерших близких.
Ди Фалько: Своего рода нездоровый культ, у которого чисто коммерческие цели».
И правда, только жители США потратили на специальные костюмы для Хэллоуина около 7,4 миллиардов долларов. В американских магазинах появились также костюмы борцов с лихорадкой Эбола – прорезиненные комбинезоны, защитные очки, маски и перчатки. Костюмы представлены как в женском варианте, так и в мужском.
А вот россияне наоборот не готовы тратить солидные суммы на хэллоуинские товары. Аналитики популярного портала товаров и услуг сообщили, что популярность товаров для хэллоуина в 2014 году снизилась на 39 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что скорее всего связано с падением интереса к празднику в стране. В категории товаров «Happy Hallowen» оказались самые популярные – женские костюмы и детские, менее популярны у покупателей аксессуары и головные уборы.