
Бахытчан Байгаскин переезжает из дома № 109 по улице Кирова, который уже наполовину пуст.
— Я ждал переселения семь лет. Представьте обстановку: рядом разрушенные дома, стены крошатся. У нас старый кирпичный дом, которому, наверное, лет 70. В 2008 году мы подписали договор о переселении. Потом приходило несколько писем от главы города, что наш дом признали аварийным, — рассказывает Бахытчан.
Сейчас в окнах многих квартир уже отсутствуют стёкла, кое-где они заколочены досками. В подъездах смело можно снимать фильмы ужасов: облупившаяся краска, многочисленные надписи на стенах, сломанные ступеньки лестницы. Вдобавок к этому, в подъездах царит полумрак, а прикрываются они дощатыми дверями. Кто-то заботливо подпёр их кирпичами из соседней кучи строительного мусора, которая когда-то была домом. Так в подъезд проникает хоть какой-то свет.
Процесс переселения из этого дома только начался, поэтому некоторые жильцы продолжают жить в аварийном доме, и даже с детьми. Правда, в квартирах все вещи уже распределены по коробкам, а за уютом в доме жильцы не следят, считая дни до въезда в новое жильё. А Бахытчан уже перевозит вещи: в новую квартиру попало далеко не всё из старой квартиры.
— Нужно купить сковороду, кастрюлю новую. В планах поменять всю мебель. Пока только купил диван, холодильник, стол и стиральную машину. Поставил металлическую дверь, до этого строители поставили какую-то бумажную, — поделился планами переселенец.
Переезжает Бахытчан в новый дом, но в старый район: посёлок железнодорожников, где также немало ветхо-аварийного жилья. На месте уже снесённых городские власти приняли решение возвести пять новых трёхэтажных домов. Построили их буквально за полгода и недавно сдали в эксплуатацию. Новенькие, отделанные цветным сайдингом трёхэтажки заметно выделяются на фоне старых домов. Рядом с ними также сделали и новые детские площадки.
— Возможности выбрать место проживания не было. Может быть, я и хотел бы жить в новых районах, но мне и здесь нравится: комбинат не так близко, как на Кирова, много магазинов, аптек. Есть своя поликлиника. В площади я не потерял — по документам, в новой квартире у меня даже добавилось 70 квадратных сантиметров. Как и там, у меня двухкомнатная квартира на первом этаже, — рассказывает Бахытчан.
Квартиры переселенцам сдали с чистовой отделкой: есть ванна и унитаз, натяжные потолки, наклеены обои, на полу в коридоре и комнатах постелен ламинат, а на кухне — линолеум. Хотя хозяину и не нравится рисунок обоев, в целом, ремонт переселенца устроил. Пока Бахытчан не собирается переделывать что-то в квартире: будет ждать два-три года, пока пройдёт усадка дома после строительства. Единственное, что его смущает — отсутствие парковочных мест, ведь планировка микрорайона осталась прежней.