Вопрос: Можно ли решение по результатам налоговой проверки обжаловать в упрощенном порядке?
Ответ: В упрощенном порядке может быть рассмотрена только жалоба, которая не связана с решением налогового органа по проверке или выявлением налогового правонарушения вне проверки (п. 1 ст. 140.1 НК РФ). К примеру, это может быть жалоба на отказ в принятии налоговой декларации, на решение о взыскании задолженности или на требование о представлении документа.
Таким образом, упрощенный порядок не применяется к жалобам на решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Решение по результатам налоговой проверки можно обжаловать либо в апелляционном, либо в общем порядке.
Вопрос: Вправе ли организация обжаловать решение налогового органа в суд, если вышестоящий налоговый орган не рассмотрел ее жалобу по причине того, что жалоба подписана неуполномоченным лицом?
Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 139.2 НК РФ жалоба подается в письменной форме. Жалоба подписывается лицом, ее подавшим, или его представителем. Жалоба может быть направлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
В п. 3 ст. 140 НК РФ указаны виды решений, которые вышестоящий налоговый орган может принять по итогам рассмотрения жалобы (апелляционной жалобы).
При этом НК РФ разделяет виды решений, которые вышестоящий налоговый орган может принять по итогам рассмотрения жалобы, а также оставление жалобы без рассмотрения.
Вышестоящий налоговый орган оставляет без рассмотрения жалобу полностью или в части, если установит, что:
- жалоба подана с нарушением порядка, установленного п. 1 ст. 139.2 НК РФ, или в жалобе не указаны акты налогового органа ненормативного характера, действия или бездействие его должностных лиц, которые привели к нарушению прав лица, подавшего жалобу;
-жалоба не подписана лицом, подавшим жалобу, или его представителем либо не представлены оформленные в установленном порядке документы, подтверждающие полномочия представителя лица на ее подписание.
Учитывая изложенное, НК РФ предусматривает оставление без рассмотрения вышестоящим налоговым органом жалобы налогоплательщика, если она им не подписана, либо подписана лицом, полномочия которого не подтверждены. Подобное действие (оставление без рассмотрения такой жалобы) не препятствует налогоплательщику обратиться в вышестоящий налоговый орган с жалобой повторно.
По смыслу приведенных норм то, что организация подала жалобу на решение, принятое по результатам проверки, в вышестоящий налоговый орган, однако ввиду подписания жалобы неуполномоченным лицом вышестоящий налоговый орган оставил ее без рассмотрения, не свидетельствует о соблюдении ею досудебного порядка обжалования соответствующего решения. Для того чтобы такая организация была вправе обратиться в суд, необходимо повторно обратиться в вышестоящий налоговый орган с жалобой и получить решение вышестоящего налогового органа по результатам рассмотрения этой жалобы.
Новости без цензуры и эксклюзив — в нашем телеграм-канале. Если вы стали свидетелем чрезвычайного происшествия и у вас есть фото или видео — сообщайте нам в группу «ВКонтакте» «Магсити74 - новости. Магнитогорск (18+)» или по электронной почте 313304@bk.ru.