Нам взрослым хотелось бы, чтобы школьная пора запомнилась нашему ребёнку как радостный, незабываемый период жизни. К сожалению, нахождение ребенка в школе омрачается не только плохими отметками и замечаниями учителей за невыученные уроки, но и тем микроклиматом, в котором он вынужден, находится большую часть дня. На сегодняшний день факт жестокого обращения среди детей: унижение, оскорбление, физическое насилие над теми, кто слабее – болезнь общества не только в России, но в целом по миру.
В литературе такое явление имеет свое название: «буллинг» (от англ. Bullying-хулиган, задира, грубиян и т.д.), что обозначает запугивание, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого человека страх, и тем самым подчинить его себе. Запугивание может быть с применением эмоционального и физического насилия. Продолжительное время высмеивание, приклеивание «ярлыков», негативное, несправедливое оценивание в присутствии сверстников, бойкотирование и изоляция. А еще хуже того, толчки, подзатыльники, избиение, вплоть до нанесения травм, отбирание и порча личных вещей.
Находясь в ситуации преследования, дети стараются не говорить об этом, считая, что это их детские проблемы и решать их, поэтому они должны сами, без участия взрослых. Незаметные порой для взрослых, разрушающие насильственные действия, наносят ребенку-жертве психологическую травму различной степени тяжести, что приводит к тяжелым последствиям.
Дети, которые периодически подвергаются жестокому обращению, проявляют следующие особенности в поведении: немотивированный стойкий отказ посещать учебное заведение, потеря интереса к получению знаний, замкнутость, унылость, отгороженность от внешнего мира: «лучший друг – компьютер». Впоследствии такого печального опыта общения со сверстниками, возникновение приятельских отношений становится проблемой, падает самооценка, присутствуют расстройства невротического характера, в ходе продолжительного стресса, появляется ощущение обреченности и безнадежности что, в свою очередь, является благодатной почвой для возникновения мыслей о суициде, как избавления от тяжелой жизненной ноши. И не играет роли, какого вида был буллинг психологический, физический или широко сейчас распространенный среди молодого поколения, кибербуллинг.
Кибербуллинг – это унижение с помощью интернет или мобильной связи. В социальных сетях размещаются и пересылаются компрометирующие фотографии, распространяются различного рода слухи, присутствует унижение человека самыми обидными, порой нецензурными оскорбительными фразами. Молча, в одиночку страдая, ребенок терпит, в надежде, что когда-нибудь что-то изменится, а ситуация только усугубляется. Необходимо, чтобы он знал, что будет гораздо хуже, если взрослые не вступятся!
В рамках телефона доверия, детям, обратившимся с просьбой «научить их, что делать в ситуации произвола от одноклассников» мы даем возможность рассказать свою историю, чтобы ребенок или подросток знал, что ему верят, его готовы выслушать и понять. Поддерживаются эмоции: испытывать гнев, беспомощность, страх в таких ситуациях – это нормально. Вместе вспоминаем «хорошие» события и ситуации, чтобы ослабить напряжение и повысить самооценку. Обсуждаем те поступки, которые предпринимались для предотвращения преследования и даем возможность придумать как можно больше новых путей решения и здесь важно не качество, а количество.
Проигрываем различные сценарии с разными людьми для выбора оптимальной поведенческой стратегии. Ищем внешнюю поддержку, к кому и как можно было бы обратиться за помощью из близкого окружения.
К сожалению, мы, психологи, не можем «покарать» обидчика и защитить от него обратившегося ребенка. Но хотелось бы ПОПРОСИТЬ РОДИТЕЛЕЙ не игнорировать случившееся с сыном или дочерью, улавливать тревожные сигналы вовремя, не пускать все на самотек и не ругать за переживание случившегося. Часто на вопросы: «Родители знают о том, что тебя обижают? Как они реагируют?», ответ: «Знают, я говорил. Не знаю, что они могут сделать…».
Для начала в качестве поддержки, ребенку бывает необходимо услышать буквально всего несколько фраз: «я понимаю, что тебе приходится переживать…»; «я рада, что ты поделился со мной…» и главная – «мы попытаемся сделать так, чтобы ты не чувствовал себя в опасности…». Очень хорошо, когда ребенок знает, какую защиту могут оказать ему родители и соответствующие органы в трудной для него сложившейся ситуации. А родителям необходимо помнить, что в случае «расправы» над их ребенком нарушаются его права: 1. достойные условия для получения образования; 2. условия безопасного пребывания в общеобразовательном учреждении 3. сохранение своего здоровья.
У психолога на телефоне доверия есть возможность оказать поддержку и помощь детям и подросткам, подвергающимся любого рода насилию при соблюдении определённых правил и технологий. Но настоящей опорой, защитой и поддержкой всегда выступает и будет выступать безусловная любовь их родителей. Телефон доверия в городе Магнитогорске работает для вас: 41-55-41.
Наталья Здоровецкая,
психолог МУ «Центр социальной помощи семье и детям г. Магнитогорска»