Не такой уж и мёртвый, или Как я изучала латынь
24 февраля 2014Репортажи   Просмотров: 2772

Не такой уж и мёртвый, или Как я изучала латынь


На полтора часа мой журналистский блокнот стал лекционной тетрадью. С позволения преподавателя древних языков Ларисы Гараевой я присоединилась к группе по изучению латыни. Как оказалось, говорить и писать живым языком о мёртвом - это более чем увлекательно.

Неподдельный интерес горожан

Уже за полчаса до начала занятия в читальном зале библиотеки № 2 идут приготовления: работники учреждения торопливо сдвигают столы, расставляют стулья. Совсем скоро сюда должны прийти ученики.

На протяжении почти полугода каждый понедельник и вторник Лариса Гараева, преподаватель с более чем 20-летним стажем, проводит бесплатные занятия по латыни. В прошлом у Ларисы Анатольевны — изучение латинского языка в аспирантуре, затем работа на кафедре общего языкознания и истории языка филологического факультета МаГУ.

Пока ещё есть время до начала занятий, решаюсь узнать предысторию создания нынешнего клуба древних языков.

- С одной стороны, наша библиотека является культурным центром для жителей близлежащих районов, и поэтому мы организуем разные формы досуга для них, - рассказывает Лариса Анатольевна. - С другой, у людей сейчас возник неподдельный интерес к древней культуре и древним языкам. Именно поэтому я предложила организовать такие занятия. Заведующая библиотекой Светлана Олеговна поддержала мою идею.

Сейчас изучение латинского языка проходит уже у третьей группы.

А вам это зачем?

Ровно в пять вечера начинается занятие. В читальном зале преподавателя ожидают ученики, в основном это женщины и мужчины средних лет, но есть и люди пенсионного возраста, и студенты.

Публика собралась действительно разношерстная: здесь и работница комбината, и женщина- администратор, и безработный, и пенсионеры, и даже сотрудник МЧС! Когда видишь всех этих людей, так и хочется спросить: «Зачем?» Пока я размышляла, сидя в последнем ряду, Лариса Анатольевна задала тот же вопрос женщине, которая пришла на лекцию впервые. «Для общего развития и чтобы потренировать память», - слышу честный ответ ученицы.

Оказывается, преподаватель ведет своеобразный дневник, куда записывает не только персональные данные тех, кто посещает занятия, но и в обязательном порядке оставляет запись в графе «Цель посещения». Всё это — для учёта.

Как и во время университетского занятия, далее следует проверка по журналу тех, кто присутствует, и повторение материала предыдущего урока. А после — самое интересное, собственно то, ради чего мы все здесь собрались.

Прощаясь, римляне говорили: «Vale» («Вали?!»)

Лариса Анатольевна берет в руки зелёный маркер, подходит к белой, слово мел, доске и анонсирует: «Сегодня на лекции мы рассмотрим сходство латыни с индоевропейскими языками и латинский алфавит».

На доске строчка за строчкой появляются странные зелёные слова. Да нет же, спустя некоторое время они даже кажутся знакомыми. Хоть греческий здесь не совсем уместен, но - эврика! - я их знаю: кондуктор, диктатор, доцент, милиция, Марина, цитрусовые. У всех этих слов корни латинские. И даже такое современное слово, как «креативный», тоже родом из древности: оно образовалось от латинского глагола со значением «избирать». Когда речь зашла о глаголе «валео» — быть здоровым, — в аудитории послышался сдержанный смех. Ведь при прощании среди римлян было принято говорить: «Vale». У слушателей, как обычно, возникла ассоциация с созвучным русским глаголом. Правда, в латинском слове ударение падает на первый слог.

Лекции Ларисы Анатольевны - не только занятия, посвященные латыни, это настоящий экскурс в древнюю историю, в том числе историю греческого и русского языков. Изобилие крылатых выражений, интересных фактов, практические задания и постоянный диалог с аудиторией — особенности преподавания Ларисы Гараевой.

- Собственно латинский алфавит сформировался к 4-3 векам до н. э., - рассказывает лектор. - А древнеславянская азбука появилась в 9 веке: в 863 году в славянские земли приехали два миссионера из Греции — Константин и Мефодий.

-Константин? - в зале наступает недоумение.

-Да, - невозмутимо отвечает Лариса Анатольевна. - При рождении ему было дано имя Константин, при крещении — Кирилл. А Мефодий на протяжении всей жизни был Михаилом, только перед смертью он принял имя Мефодий.

После небольшого отступления лекция продолжается:

- Посмотрите, насколько латинский язык древнее русского...

Внимание учеников вновь переключилось на латынь. Молодой парень засучив рукава принимается что-то спешно записывать. Рядом с ним взрослый мужчина, чуть наклонив голову в сторону, ловит каждое слово преподавателя. Пожилая женщина, сдвинув очки на кончик носа, переносит в тетрадь всё, что написано на доске.

По прошествии полутора часов лекция закончена. «Благодарю вас за внимание!» - говорит Лариса Анатольевна. В ответ из аудитории звонкое: «Большое вам спасибо!» Шум двигающихся стульев, шелест тетрадных листов, и через несколько минут читальный зал уже пуст - слышатся удаляющиеся по коридору шаги. Остается погасить свет, но ненадолго. Завтра читальный зал вновь наполнится посетителями.

P. S. В марте начнёт работу четвёртая группа по изучению латинского языка. Предполагается изучение алфавита, грамматики, культуры и обычаев древних римлян.

Кроме того, в библиотеке № 2 бесплатно работает клуб общения для пожилых «Рябинушка», клуб любителей французского языка, женский клуб «Богиня», клуб любителей кошек «Бастет».

Записаться можно по тел.: 35-59-22.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Войти

Введите данные вашего аккаунта

Забыли пароль?
У Вас нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Регистрация

Введите данные вашего аккаунта

Уже есть аккаунт? Выполнить вход

Не пропустите ничего важного!

Подпишитесь на вечернуюю e-mail рассылку от Магсити74.
Мы каждый вечер будем Вас оповещать о самых важных
новостях города и области!

Подписаться