Подвал, бабушкины колонки, и списанный пульт
– Не могу сказать, что являюсь профессиональным музыкантом, или звукооператором, – начинает наш разговор Александр Пстыга. – Просто у меня есть свой взгляд на музыку, звук и соответствующую ему атмосферу, что собственно не так давно я и смог воплотить в реальность. На сей момент я – владелец небольшой звукозаписывающей студии в нашем городе, так сказать моего детища.
– Как в твоей жизни появилась музыка?
– Музыкой увлекся лет с десяти. Тогда крестная подарила на день рождения моему брату гитару, которая в свою очередь вызвала у меня огромный интерес. Очень быстро, как и свойственно мальчишкам этого возраста, музыкальный подарок надоел своему новоиспеченному владельцу, и тут пришла моя пора. Часами я мог сидеть, искривляя пальцы, вытягивая приятные и не очень звуки из сея инструмента, так как учить меня особо было некому. Так я и выучился игре на гитаре.
– Как пришла идея организовать свою студию?
– Еще в далёком 2001 году, глядя на наши магнитогорские группы, я думал, как всё-таки это круто и классно, когда появившаяся на сцене команда из четырех, пяти человек, так вот вроде бы легко и просто могут зарядить своей энергетикой полный, танцующий под их ритмы, зал. Ну, в общем-то, благодаря этим мыслям у меня родилась мечта... «Эх мне бы группу, да я как дал бы!» – думал я тогда. Все оказалось не так-то просто... Группа есть (на тот момент называемая «Скорость звука»), а дать нечего. Да и взять неоткуда, так как репетировать и что-то придумывать элементарно негде. С этой проблемой я и отправился к директору Строительного колледжа Виктору Андреевичу Шнейдеру. Так и появилась моя первая «студия». Подвальное помещение МСК, старые бабушкины колонки ВЕГА S90, и списанный пульт из ДК имени Орджоникидзе.
Шли года, и стремление добиться отличного звука переросло в определенный спортивный интерес. Я экспериментировал, постепенно понимал, как могут влиять на звук стены, пол и потолок, в чем разница между тем или иным прибором и для чего он. Как в общей массе звука без особого труда разобрать значимость и звук того или другого инструмента. В общем с головой погряз в решение мучивших меня вопросов. Спустя несколько лет я оказался в коллективе новой группы «Доля Тепла». Её составом выступали на многих концертах, наиболее значимым из которых стал «Уральский Рубеж» в городе Миасс, где нам довелось играть, так сказать, на разогреве у группы ПИКНИК. К сожалению, просуществовав ещё пару лет группа распалась: творческий кризис, быт и так далее. Но моё желание добиться идеального звука не оставляло меня в покое. И тогда я решил организовать свою студию.
Исполнение мечты
– Как было выбрано помещение для неё? С какими трудностями пришлось столкнуться?
– Я менял помещения, снимая их в аренду, приобретал новое оборудование, которого становилось все больше и больше, но наряду с этим рос и мой опыт в области построения звука. Арендодатели, всячески переживая за свои владения, всеми возможными способами препятствовали в каких-либо технических изменениях своей площади, тем самым ограничивая меня в возможности реализовать свою идею. И вот спустя 12 лет я, наконец-то, решился на весьма рискованный шаг. Приобретя обыкновенный гараж, я, опираясь на весь свой многолетний опыт, погряз в стройке. Утеплители, шумоизоляторы, шумопоглотители, стабилизаторы напряжений, огромное количество гипсокартона в сочетании с дизайнерским взглядом принесли свои плоды. Открываешь дверь вроде как в обыкновенный гараж, проваливаешься в атмосферу совсем другого мира. Акустический поролон, хорошее оборудование, отличная атмосфера и уважительное отношение к музыкантам на прочь заставляют забыть истинное предназначение данного помещения. Приятно слышать от посетителей фразы: «Здесь сделано все в сто раз лучше, чем у меня дома», а после занятий благодарность за отличный звук. Да, это именно то, чего я добивался в первую очередь. Ведь отличным звуком похвастаться может не каждый.
– Каким, на твой взгляд, должен быть сотрудник студии звукозаписи? Должен ли он быть музыкантом?
– Во-первых, этот человек должен иметь уважение к музыкантам и их творчеству, даже если оно не соответствует его личной привязанности к тому или иному направлению в музыке. Во-вторых, этот человек должен обладать выдержкой и уметь правильно изъяснить свои мысли и предложения. В-третьих, конечно же иметь определённый опыт в работе со звуком и оборудованием. И, конечно же, самое – главное уметь слушать, слышать и уметь при необходимости редактировать услышанное, так как оно этого требует.
– Насколько в нашем городе пользуется популярностью студия?
– В городе с таким большим количеством музыкантов хорошая студия без работы не останется никогда. Возрастной диапазон музыкантов довольно-таки широк: от 13 до 50 лет. Количество человек в группе в среднем четыре.
– Есть ли ещё в нашем городе подобные студии, конкуренты?
– Теперь нет (смеётся)
– Почему?
– В нашем городе ещё никто при строительстве студии не совмещал и дизайн и техническое качество в одном.
Рокеров больше всего
– Какие самые известные группы репетировали и записывались в твоей студии?
– У нас записывались такие группы как JHONIE BLACK, Александр Котков, успешно записан второй альбом группы FAT MONSTERS. Репетировали группы: БЭН-ГАНН, ПОПКОРН, БОБ, ТАЙРУС, FAT MONSTERS и многие другие.
– А каких групп больше в их музыкальной направленности?
– Если расставить по направлениям степень приоритета в процентном соотношении, то рок-группы составляют 50 процентов от общего числа, блюзовые и джазовые коллективы – 25 процентов, хип-хоп – 15 процентов, по пять процентов приходится на исполнителей шансона и поп-музыки.
– Какое время суток предпочитают группы для репетиций?
– Самое активное время для репетиций – это, конечно же, период с 18:00 до 22:00. То время, когда все закончили свои дела, тяжелые трудовые будни или учебу, а до крепкого и здорового сна ещё есть определенный промежуток времени.
– Меняется ли загрузка студии в течение года, есть ли сезонные «всплески творчества»?
– Относительно сезонности… Да. Этот факт присутствует, но обусловлен не творческим обострением или его упадком, а просто летним периодом, который тянет людей в отпуска за границу или на каникулы за город. Мы все, в первую очередь, – люди.
– Какие интересные и необычные ритуалы, приметы, используемые музыкантами для настройки перед репетицией/записью, встречались в твоей практике?
– Я и все мои товарищи и коллеги за частую не доверяют каналам на пульте и в мультикоре под номером 6 и 13. Какими бы не были абсурдными данные предрассудки, но в реальности именно с ними на концертах происходят самые неожиданные и не приятные происшествия. Из личного опыта.
– Интересные истории?
– Их на самом деле очень много, так как каждый концерт, репетиция или запись – это событие, в течение которого может произойти все что угодно. А так как музыканты люди творческие и, зачастую весьма креативные и находчивые, то и ситуаций выходящих за рамки привычного быта гораздо больше чем где-либо.
Первое что вспомнилось. Это выезд с концертной программой группы «Грозовой перевал» в колонию строгого режима №18 (если не ошибаюсь). Тюрьма на Полевой.