Развод, яичница и валенки: корреспондент Magcity74.ru узнал обратную сторону профессии пожарного
17 марта 2014Репортажи   Просмотров: 3752

Развод, яичница и валенки: корреспондент Magcity74.ru узнал обратную сторону профессии пожарного


Они готовы примчаться по первому зову, а сотни мальчишек мечтают оказаться на их месте. Пожарный - пожалуй, одна из самых романтичных профессий, по мнению детей, и опасных - по мнению взрослых. Чтобы развеять все мифы, мы решили заглянуть за дверь одной из пожарных частей города.

Чтобы познакомиться с работой пожарного, я отправилась в Пожарную часть № 21, которая находится в южной части Магнитогорска. Моим гидом по профессии стал Алексей Игнатов, помощник начальника второго боевого караула и огнеборец с 12-летним стажем. Когда я спросила, почему в «экскурсоводы» мне определён именно этот человек, заместитель начальника пожарной части ответил просто: «У нас все парни молодцы, а Алексей - один из лучших, он знает всё и даже больше о своей профессии».

Для порядка - развод

Рабочий день в пожарной части начинается в 8.00 с развода караулов. Все, кто участвует в разводе, занимают строго определённое место, согласно схеме, начерченной на полу. Буквы обозначают должности: «П» - пожарный, «В» - водитель, «НК» - начальник караула и т. д.

- Развод проводится с целью постоянной готовности, - уже после мне объясняет Алексей Игнатов. - Если мы будем сменяться без развода и вдруг прозвучит сирена - сигнал для выезда на пожар - может возникнуть путаница. В случае тревоги выезжает караул, который ещё не сменился. В обязательном порядке при заступлении мы должны принять технику, помещения, - объясняет мне Алексей. - Проверить, чтобы всё было в порядке.

Процесс смены караулов проходит до половины девятого утра.

Собраться за минуту

Лично меня всегда интересовал вопрос: что делают пожарные в промежутках между вызовами? Оказалось, что рабочий день огнеборца расписан поминутно, как в армии: после смены караулов с 9.00 до 12.30 занятия, затем обед, оперативно-тактическое изучение объектов, почти полтора часа даётся на отработку нормативов, ещё остаётся время на уход за пожарной техникой, на различные административно-хозяйственные мероприятия и так далее. Плотный график разбивают лишь тревожные звуки сирены. Если пожарный слышит сигнал — значит, где-то требуется его помощь.

Шестьдесят секунд на сборы, из них 21 секунда, чтобы надеть боевую одежду. Ещё десять минут — на то, чтобы добраться до места пожара. Для быстрого спуска личного состава со второго этажа в пожарной части № 21 есть два специальных столба, они установлены в коридоре, у внутреннего входа в депо.

- А не безопасней по лестнице спуститься? - спрашиваю я Алексея, своего провожатого.

- Если более 10 человек побежит по ступеням, то может возникнуть толкотня, - говорит Игнатов. - С помощью столбов и безопаснее, и быстрее будет.

В случае тревоги включает сирену радиотелефонист. Мы перемещаемся в диспетчерскую, она также примыкает к пожарному депо. Алексей вынужден ненадолго меня оставить, поскольку через несколько минут начало занятий — на них пожарные и водители изучают различные дисциплины, связанные с несением службы в части.

Денис Буряк, подменный радиотелефонист, который должен ежесекундно присутствовать на своём месте, рассказывает, как проходит приём вызовов:

- Как правило, мне поступает звонок с центрального пункта пожарной связи, или с номера «01». Если мне звонят жители и сообщают о пожаре, то я принимаю заявку, дублирую ее на ЦППС и в зависимости от предполагаемого ранга пожара отправляю отделения на выезд.

Буряк нажимает на кнопку, включается громкая связь. В микрофон подменный радиотелефониста говорит: «Тревога будет ложной - учения» - и включает сирену. Раздается пронзительный звук. Чрез несколько секунд вновь нажатие кнопки — всё стихло.

- Именно таким сигналом я даю знать личному составу, что пора в дорогу, - говорит Денис Буряк. К счастью, за то время, что я пробыла в пожарной части, сирена больше не звучала. - В срочном порядке я выдаю начальнику караула специальную папку с подробным планом того объекта, на который нас вызвали. В плане указаны выходы, примерное количество человек, находящихся внутри, расстановка сил и средств, план тушения условного пожара.

Кроме того, обязательно в пожарном автомобиле есть схема расположения пожарных гидрантов на случай, если понадобится дозаправка автоцистерн из водопроводной сети.

На пожар первого ранга выезжают три отделения: две пожарных автоцистерны и автомобиль, оборудованный автоподъёмником с лестницей (37 или 54 метра). При необходимости привлекается дополнительная спецтехника. Чем выше ранг пожара, тем нужно больше сил и средств. Начиная с ранга пожара № 1 БИС к борьбе с огнём привлекаются близлежащие пожарные части.

- Наша первоочередная задача — это спасение людей, - подчёркивает Буряк. - Мы реагируем на все вызовы, даже если знаем заранее, что вызов ложный. У нас нет понятия холодно, жарко, ночь или день - мы едем всегда.

- А много ли вызовов за сутки? - интересуюсь я.

- День на день не приходится, - рассказывает Буряк. - Бывает, что приедем с тушения пожара, не успели куртки снять - и вновь нужно выезжать. А вот вчера, например, не было вызовов. Ожидаем, что весной у нас возникнет много работы, с началом садового сезона.

Яичница для пожарного

Когда подходит время обеда, мы с Алексеем поднимаемся на второй этаж: там находится кухня. Внутри - несколько небольших столиков. Меня усадили за один из них. Алексей, проходя в соседнюю комнату, которая предназначена «для разогрева пищи», сказал: «Сейчас будем есть яичницу, такую вы больше нигде не попробуете». Спустя несколько минут на середине стола — горячая чугунная сковорода и пять ложек вокруг. Справа от меня садится Алексей, слева - водитель Алан (он успел проработать 10 лет пожарным до смены профессии), напротив — молодые сотрудники Константин и Михаил. Они, как по команде, берут ложки и с аппетитом начинают уплетать яичницу прямо из сковороды.

- Уже более 10 лет я каждые три дня ем яичницу (график пожарного - сутки через трое — прим. автора), - улыбается Алексей. - Она уже стала нашим традиционным блюдом. Тут большую роль играет своеобразный эффект толпы: вместе есть намного приятнее и вкуснее, чем одному.

После такого аргумента я решаюсь попробовать немного. Во рту становится горячо, кроме жареных яиц, чувствуются кусочки лука. Совсем неплохо!

Во время обеда, как водится, заходит речь о службе.

- А у пожарных есть свои приметы? - спрашиваю я у собеседников.

- Конечно! - говорит Алан. - Сапоги, к примеру, нельзя чистить перед боевым дежурством и форму новую надевать с утра.

- Ещё новичков мы водой обливаем, - продолжает Алексей. - Как-то раз к нам пришла новая диспетчер. Не знаю, уж совпадение это или нет, но именно на её смену выпало множество вызовов. Один бывалый пожарный её из каски облил — ездить перестали! - раздаётся дружный смех, я тоже не могу сдержать улыбки. Спустя какое-то время наш разговор принимает более серьёзный тон.

- А какие сложности у вас возникают в работе? - задаю вопрос пожарным.

- Даже не знаю, - задумывается Алексей. - Ребят, что сложного у нас может быть? - оборачиваясь, обращается он к сидящим в кухне сослуживцам. Несколько секунд тишины, и первый ответ:

- Низкие температуры воздуха: тяжело пожары тушить в морозы.

Алексей, немного подумав, добавляет:

- Ещё, конечно, сложности возникают при тушении пожаров в садах, в частном секторе. При эвакуации людей из многоэтажек коридорного типа. Такие дома, к примеру, расположены по улице Бориса Ручьёва. А в остальном — всё в порядке. У нас ведь район новый, как правило, нет очень старых построек, как в Ленинском районе или на левом берегу.

За разговором обед пролетает незаметно. Пока ещё есть время до выезда на объекты для их оперативно-тактического изучения, Алексей решает продолжить нашу экскурсию по пожарной части.

Бег и обливания по утрам

Мы попадаем в спортивный зал на втором этаже.

- Мы сами с ребятами всё здесь оборудовали, - говорит мой провожатый.

В помещении множество тренажёров, бильярдный и теннисный столы.

Строго по расписанию, с 18.00 до 20.00, здесь проходят занятия. Ведь спорт для пожарного — одна из главных составляющих.

Мы спускаемся на первый этаж, останавливаемся в коридоре недалеко от учебного класса и диспетчерской. Передо мной - своеобразный уголок славы: на полках стоят различные кубки и фотографии. Несколько лет подряд Пожарная часть № 21 занимает первое место в городской спартакиаде, кстати, она оказывалась в лидерах и на уровне региона.

Алексей ведёт меня к одному из выходов, чтобы показать небольшие спортивные сооружения на улице. Он открывает дверь, слева я вижу турники. Алексей рукой указывает вдаль:

- Вон там мы летом натягиваем сетку и играем в волейбол.

Я обращаю внимание на протоптанную вдоль пожарной части дорожку . Алексей объясняет:

- Это у нас кто-то по утрам бегает. Кстати, мы ещё и обливаемся холодной водой рано утром после подъёма (с 23.00 до 6.00 — у пожарных время сна, правда не для всех - дневальный, дежурный по части, диспетчер всегда на чеку— прим. автора).

На часах — почти 14.00. Значит, пора в путь: на оперативно-тактическое изучение объектов. Моя экскурсия по пожарной части подходит к концу.

Валенки - для пожарного, зеркало - для водителя

Алексей, взяв необходимые папки, те самые, которые диспетчер должен выдавать начальнику караула в случае вызова, идёт в пожарное депо. Я - за ним. По дороге он мне объясняет, что к чему:

- Сегодня мы должны посетить поликлинику и два детских сада для того, чтобы сверить объект и план, который имеется у нас. Если потребуется, мы внесём корректировку.

Мы входим в пожарное депо. Водитель Алан уже ждёт нас, другие пожарные готовятся к выезду. В обязательном порядке они надевают боевую одежду — на случай внезапного вызова. Пока идут сборы, я осматриваюсь. На стене, рядом с воротами, горит надпись «гололёд». Как объяснил Алексей, информация о метеоусловиях постоянно отображается на табло для водителей.

- А зачем рядом с воротами ещё и зеркала? - задаю очередной вопрос. В разговор вступает Алан:

- Опять-таки для водителей, чтобы мы видели, все ли пожарные успели забежать в кабину, закрыты ли двери, что происходит позади автомобиля.

Сборы закончены, меня усаживают на заднее сиденье пожарного автомобиля. Вижу непривычный для пожарных атрибут — валенки. Вновь следует вопрос: «Зачем?»

- Ситуации всякие бывают, пожар может длиться несколько часов, - объясняет Алексей. - Чтобы согреться в таких случаях, мы возим с собой валенки.

Путь из пункта «А» - из пожарной части - до пункта «Б», то есть в поликлинику, занимает не более десяти минут. Вот уже мы с Алексеем оказываемся на первом этаже. По ходу изучения объекта пожарный рассказывает:

- Даже если мы заметим какие-то недочёты в организации пожарной безопасности, не сможем наказать — это функции пожарного надзора. Наша же функция — информационная.

Мы проходим несколько этажей, Алексей сверяет имеющийся у него в руках план с тем, что мы видим. Останавливаемся напротив электрощита.

- Этого электрощита нет у нас в плане, нужно будет внести изменения, - резюмирует он.

После завершения осмотра этого объекта отправляемся на другие. Процедура изучения в целом занимает у нас один час. В 15.00 мы уже должны быть в пожарной части. По пути обратно водитель Алан вдруг меня спрашивает:

- А вы знаете, чем пожарный отличается от пожарника?

Я говорю, что нет, не знаю.

- Так с этого надо было начинать разговор! - смеётся Алан.

- Давайте этим тогда закончим, - подхватываю я. Алексей, который сидит на переднем пассажирском сиденье, вступает в беседу:

- Пожарник — это тот, кто поджигает, пожарный — тот, кто тушит А ещё есть такие жуки — пожарники, - улыбнулся на прощанье Алексей.

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Войти

Введите данные вашего аккаунта

Забыли пароль?
У Вас нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Регистрация

Введите данные вашего аккаунта

Уже есть аккаунт? Выполнить вход

Не пропустите ничего важного!

Подпишитесь на вечернуюю e-mail рассылку от Магсити74.
Мы каждый вечер будем Вас оповещать о самых важных
новостях города и области!

Подписаться