О войне и мире: что говорят школьникам на «Международный день мира», и что ученики произносят в ответ

Среди всех дней в году есть один, когда стволы орудий должны остывать, ножи — отчищаться от крови, а военные ракеты и самолёты, пожалуй, оставаться в закрытых ангарах. В идеале... 21 сентября было провозглашено ООН как день отказа от насилия и прекращения огня во всём мире, или же проще: «Международный день мира». В честь этого дня проходят различные мероприятия по всей планете, в том числе и в магнитогорских школах.

О войне и мире: что говорят школьникам на «Международный день мира», и что ученики произносят в ответ

В МОУ «СОШ №59 им. Ивана Ромазана» мероприятие должно было стать особенным. Во-первых, впервые за 10 лет вырезания голубей с последующей раздачей их на улице, акцию проводят под эгидой «Российского движения школьников», неопионерской организации, созданной по указу президента в прошлом году, пилотной площадкой которого и стало учебное заведение. Во-вторых, задействовать планируют уж если не все, то многие классы: старшеклассникам проведут информационные пятиминутки, младшей школе — полноценные «Уроки добра», а в конце состоится торжественная линейка, на которой ученики выпустят белых голубков, символы мира, в небо.

Сегодня о поддержании мира говорят не так много, как о военных подвигах. Мы следим за горячим конфликтом в Сирии, но почти уже не слышим о том, как жители Донбасса выстраивают жизнь (хотя и там военные действия не прекращаются). На парадах говорят о мощи оружия и героизме наших солдат, но как-то неохотно упоминают о том, что главной целью был мир. Потому, мне захотелось узнать, что же будут рассказывать школьникам в такой день. А главное — что они будут говорить в ответ, ведь в скором времени задача сохранения мира опустится на их плечи.

Коррупция не пройдёт

Школа встречает меня оживлением: от одного конца коридора в другой туда-сюда перемещаются школьники. Подхожу к вахте и спрашиваю, где мне найти Любовь Андреевну — ответственного за мероприятие человека. С первого раза меня не слышат: шумно. После повтора вопроса, мне советуют подождать у входа. «Она всё-равно пройдёт тут», — говорит мне вахтёрша.

И действительно, через пару минут проходит девушка с небольшим бумажным голубем, приколотым на одежду. Её легко можно спутать с ученицей. Наверное, если бы к педагогу не обратился школьник по имени-отчеству, я бы пропустил мимо. Любовь Андреевна, педагог-организатор, а по совместительству учитель ОРКСЭ, стала моим проводником в стенах школы. Вместе мы идём до её кабинета. Я спрашиваю, смогу ли я посетить и «информационную пятиминутку», проводимую в старших классах, и «Урок добра», который проходит в четвёртых. Она обещает «всё устроить».

За нами идут ребята с воздушными шарами. Шаров много, но цвета всего три: белый, синий и красный. Все останавливаемся в кабинете. Любовь Андреевна куда-то выходит, а я пользуюсь случаем и расспрашиваю ребят:

Вы сами захотели участвовать?
А вы хотите сказать, что это коррупционная связь? — отшучивается один из мальчиков. — На самом деле, у нас есть мэры класса, как вот, хорошая, замечательная девочка Марина. Она нас «подбила» на это дело. Ну и ещё сказали, что четыре урока учиться не будем.

И тут приятели стали обсуждать, почему четыре: два урока подготовка и выступление, два урока — раздача голубей. Вот и радость для учеников, и милое проявление мирной жизни.

«Другой мир» нас не понимает

К тому времени, как Любовь Андреевна вернулась, молодые лидеры уже разошлись по своим классам. Сейчас же мы с ней поднимаемся на второй этаж, к кабинету математики. Как говорит педагог-организатор, в классе начинается урок у 11 «Б». Когда мы входим, учитель раздаёт тетради, ребята же продолжают сидеть за партами. Они не замечают, что кто-то вошёл в кабинет: дверь находится в самом конце класса.

«Встаньте, у нас гости», — объявляет учитель. В это же время из рядов из парт и стульев спешно выбегают две девушки. Не дождавшись, пока класс усядется, они начинают суматошно, путая, видимо от волнения, ударения и слова, читать с листа заготовленную информацию по «Всемирному дню мира». Классу это не особо интересно: кто-то сидит, подперев голову рукой, кто-то смотрит на парту, кто-то на ведущих, но тоже без энтузиазма. Участия же не принимает никто, да и какого-то обсуждения, судя по всему, не планировалось.

«Пятиминутка» закончилась. Я, с разрешения педагогов, спрашиваю будущих выпускников о войне, мире и правилах игры:

А если есть угроза, то война оправдана?

Если есть угроза, то конечно, — отвечает одна из ведущих «информационной пятиминутки». — Если на нас нападут, то нужно же и ответить,

Не нужно путать войну с самообороной, — в диалог вступает ещё одна ученица. — Исторически сложилось так, что на нас всегда нападают. Жалко, что в «другом мире» нет понятия о том, что есть самооборона, а есть реальная война. «Латентная война», которая идёт как-бы с Европой, недопустима.

А как быть с Крымом? — спрашиваю я у ребят.

Жители Крыма же сами захотели. Мы же никого не заставляли.

Давайте начнём издалека, — в дискуссию ворвался молодой человек, — в своё время, я не буду называть имя того человека, который Крым подарил, полуостров перешёл к другой стране. Исторически он наш, а как бы своё надо возвращать.

Братский народ попросил о помощи, — продолжает ученица. — Мы им помощь оказали, сделали лучше и им, и себе. А если что-то кому-то не нравится, то это их проблемы. Есть такая специальная важная пометочка в ООН о невмешательстве во внутренние дела другого государства, другой страны. Так пусть они не лезут в наши дела: мы сами сможем разобраться со своей страной. Пусть они следят лучше за своими внутренними войнами. У них там тоже не всё так гладко.

Хорошо, а вот скажите, класс, если вернуться немножечко назад во времени и вспомнить конфликт в Афганистане, когда Советский Союз ввёл туда войска. В этом случае война оправдана?

— Так, Афганистан… Что-то я не помню, мы не слышали о нём, нам об этом в школе не рассказывали.

«Они уже не помнят, другое поколение», — с некоторой долей досады, почти шёпотом сказала мне учитель математики. Видимо, она помнит.

«Урок добра»

Задерживать урок я больше не мог, а потому мы с Любовью Андреевной идём дальше по программе мероприятий: в четвёртый класс. Спускаясь по лестнице на первый этаж, мы молчим. Я думаю о том, что одиннадцатиклассники настроены по утрам не очень миролюбиво, она — о чём-то приятном: улыбается.

У кабинета 4 «Г» класса Любовь Андреевна оставляет меня. Стучусь, вхожу, представляюсь — четвероклассники сразу встают при виде незнакомого человека. Учитель начальных классов, Елена Владимировна, указывает мне на пустые задние парты: оттуда я смогу наблюдать за ходом урока.

На маленьких партах лежат пеналы, ножницы и шаблоны голубей, символов мира. Кстати, придумал эту эмблему Пабло Пикассо, известный художник ХХ века. Об этом сейчас рассказывает детям учитель. Речь её медленная, вкрадчивая и даже строгая: чтобы все всё успели понять. Почти все головы учеников устремлены на неё, хотя на задней парте девочки успевают сказать друг другу пару слов.

Дискуссия тут, к слову, тоже не устанавливается. Елена Владимировна задает детям вопросы, на которые они успешно отвечают, но между собой ничего не обсуждают. Мир для детей, это друзья, учёба и близкие, словом, обычная жизнь, а война — бессмысленное кровопролитие. Лекция подходит к концу, педагог просит четвероклассников начать вырезать голубей.

Пока дети возятся с бумагой, я прокрадываюсь к учительскому столу и спрашиваю, могу ли я пообщаться с детьми. Елена Владимировна даёт добро, но просит, чтобы сначала они закончили свою работу: на каждой птице нужно написать пожелание, так или иначе связанное с миром. Потом этих птиц прикрепят на стенде, перед входом.

Вот почти все птицы готовы. Мальчик, который сидит прямо передо мной, делает последние движения, после чего принимается раскрашивать оливковую ветвь, которую голубь держит в клюве. Чуть позже, когда я начну задавать вопросы, он ответит мне: «Война может быть оправдана, когда страна начинает защищать себя. В таком случае необходима сила».

Птицы, выпущенные в мир

Вот, все птицы уже прикреплены к импровизированной голубятне мира. Вот-вот возле входа в школу должна начаться торжественная линейка. Я выхожу на улицу и на крыльце встречаю коллегу с телевидения, делюсь впечатлениями, мол-де не вспомнил 11 класс Афганскую войну.

А я была в 4А, там вспомнили. Не то, чтобы с подробностями, но упомянули, когда перечисляли значимые военные конфликты, - говорит она.

И очень бы хотелось, чтобы к 11 классу они не забыли!

Первыми на линейку выходят молодые лидеры, следом за ними обычные ученики. В руках у каждого по шарику, а на концах нитей голуби. Сразу же стало понятно, что именно так птицы мира улетят в небо.

Хрипло зазвучала музыка, но на площади перед входом собралась уж точно не вся школа: класса два одиннадцатых и два младших. Остальные остались на уроках: 21 число, всё же, учебный день. Быть может, остальные даже и не догадывались, что акция должна была проводиться — и такое бывает.

Ведущие вновь рассказывают собравшимся историю праздника. Дети слушают, но скорее как должное: это всё им рассказали в классах, быть может и не раз. Всё происходит быстро и скомкано. Но вот звучит фраза, а точнее пожелание, так любимое мной: «Мирного неба вам над головой!», и десятки голубей устремляются в синее, как по заказу отчищенное от осенних облаков, небо.

«Ведь то, что раньше миром называли, Все станут просто жизнью называть»

Эти строки, прозвучавшие в школе как минимум три раза, были написаны в конце прошлого века. Тогда рана, нанесённая обществу Великой Отечественной войной, ещё кровоточила. Люди знали, что допустить новой войны никак нельзя. Сейчас же рана как-то запеклась.

Выпускникам, четвероклашкам и другим детям я задавал один и тот же вопрос: кто такой солдат? Почти каждый ответил мне, что солдат — защитник своей страны. И, судя по «Аллее первоклассников», в солдатах у страны недостатка не будет.

Свою родину подрастающее поколение защищать готово. Но что они в будущем посчитают угрозой — остаётся только догадываться. Иначе противостояние, или же «самозащита», может начаться от того, что кто-то покусится на геополитические амбиции: по ощущениям, до последнего поддерживать мир, уступая и договариваясь, дети пока не готовы.

22 сентября 2016
760
Комментариев: 4
Чтобы писать комментарии на сайте, необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.
Никита Король 22.09.2016, 22:26
Светлый мир над головой ,

всегда только , без войн !

Ева Агафонова 22.09.2016, 22:33
Школа 54 лучше, мы даже флешмоб танцевали на Казачке
Александр Александров 23.09.2016, 09:40
Какой пафос, а как же братушки алавиты в Сирии)
Александр Александров 23.09.2016, 09:42
Никита, не от нас с вами это зависит, мы c вами всего лишь "cannon fodder".

Войти

Введите данные вашего аккаунта

Забыли пароль?
У Вас нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Регистрация

Введите данные вашего аккаунта

Уже есть аккаунт? Выполнить вход

Не пропустите ничего важного!

Подпишитесь на вечернуюю e-mail рассылку от Магсити74.
Мы каждый вечер будем Вас оповещать о самых важных
новостях города и области!