В ночь на четверг Магнитогорск был прикован к телевизорам. Шёл хоккейный матч «Металлург» — «СКА». За ледовой баталией следили и в доме на Маяковского, 40. Жильцы рассказывают: начинался первый овертайм. В это время, в щитке на первом этаже, произошло замыкание.

— У нас отключился телевизор. Погас свет. Мы выходим в коридор, открываем дверь. А там — клубы дыма, — рассказывает Елена Николаевна, жительница дома.
Елена, вместе с Анной, «Катей» и их дочерями, сидит на кухне первого этажа. Свет в помещение попадает только от окна. Пол сырой. Говорят, всё утро убирали остатки пожарной пены.
Елена расположилась в кресле. Анна разливает по стаканам «по пять грамм» — пытается запить пережитый стресс. Женщины не называют фамилий, фотографироваться не хотят.
— Очень страшно! Сразу задыхаешься. Я даже сама не помню, что я очутилась на полу. Я недавно сняла гипс, у меня правая рука ещё не работает. Зашёл пожарный: «Где-то тут женщина с гипсом». А я говорю, что нету у меня гипса, сняла уже, — продолжает Елена.
Дом, в котором живут женщины, построили в 1933-м году. В нём три этажа. Здание является частью «Соцгорода» — недовыполненного проекта Советского союза по созданию социалистического «города-сада».
В этих домах не должно было быть кухонь и ванных комнат. По задумке, они были общими на несколько домов и «выносились» в отдельные здания. Сейчас в домах есть и вода, и электрические плиты. От проекта остались здания «комбинатов»: столовых и прачечных, вазоны и неработающие фонтаны.

Подъезд дома устроен так: дверь со входа ведёт на лестницу. Оттуда поднимаешься на первый этаж, в небольшой «предбанник». В ней по правую и левую руку две двери. Они ведут в коридоры. В коридорах двери в личные комнаты и проёмы в «общее пространство».
Из предбанника есть ещё один путь — прямо. В комнате напротив лестницы стоял электрический щиток. От него и пошёл огонь. Пламя отрезало людей от выхода. Женщины рассказывают: детей с первого этажа спасали через окно. Сами же взять высоту не смогли. Ждали пожарных.
— Это очень тяжело. Я в первый раз в жизни, сама мама... Выкидывала детей в окно, выкидывала! Детей выкидывала в окно, чтобы их спасти. А когда сама выбегала, на меня упала горящая балка. Я успела пригнуться, — рассказывает Екатерина.
Пожарные, по словам жителей, прибыли быстро. Позже подъехали полицейские и машина скорой помощи. Немного спустя прибыла «таблетка» — автобус для обогрева людей.
— Конечно, это их работа, но благодарность им большая, — отметили на кухне.

Огонь, по словам жителей, тушили несколько часов. Пару раз казалось, что огнеборцы потушили пожар. Но через несколько минут пламя пробивалось в другом месте.
— Они нам говорят: заходите, проверяйте, у кого что пострадало, чтобы оценить ущерб. Мы только к подъезду подходим — и вспыхнул второй этаж. Все вернулись обратно, в автобус, — говорит «Катя».
С огнём справились к четырём утра. Спасатели думают, что причина пожара — короткое замыкание. Елена поддерживает версию огнеборцев. Екатерина утверждает, это был поджог.
— У меня тоже муж смотрел хоккей. Было полпервого ночи, начал «глючить» телевизор. Он вышел посмотреть в подъезд, потому что у нас там выкручивают переходники. И вот, муж говорил, что с «аварийки» кто-то выбежал. Я думаю, это был поджог.
Анна подметила: подобный пожар уже был в доме. Девять лет назад загорелся электрический рубильник. Ущерб был больше: тогда огонь «прошёлся» по жилым комнатам. С тех пор в доме сменили проводку и поставили новый распределительный шкаф. В ночь пожара он не выдержал нагрузки.

Возгорание оставило людей без света. Огонь в туалете на третьем этаже лишил жильцов воды. Местное домоуправление отреагировало быстро: к двум часам дня у подъезда лежали свежие доски. Через минут двадцать начали тянуть провода.
Не все жильцы радовались быстрому ремонту. Я уже находился в метрах пятидесяти от здания, когда ко мне подбежала женщина. Представилась как Олеся. Начала плакать, умоляла помочь.
— Они сейчас всё заделают, доски прибьют, провода поменяют — как будто бы ничего и не было. Всё для того, чтобы отмазаться. Я говорила с женщиной из ЖРЭУ, она сказала: «У вас всё хорошо, живите». Помогите нам, — молила Олеся.
Женщина говорит, в таких условиях они с детьми не могут жить. Что их давно пора переселять. Однако это случится не скоро. В реестре Фонда капитального ремонта говорится: дом ветхий, изношен на 55 процентов.

Прежде чем людям дадут новое жильё, в доме отремонтируют фасад, отопление, крышу, фундамент, канализацию. Работы, согласно сайту фонда, проведут в 2017-2019 годах.
Электроснабжение должны были заменить в период с 2029 по 2031-й годы. Из-за пожара, проводку поменяют раньше. Узлы учёта поменяют в 2041-ом. То есть дом простоит ещё лет 20. Планируют ли выселять людей оттуда, неизвестно.