Сообщить новость

Закулисье театра: там, где создаётся искусство

Наверное, каждый из вас хоть раз бывал в театре, но не каждый — за кулисами. В преддверии Всемирного дня театра корреспондент Magcity74.ru приоткрыла занавес сцены и одним глазком взглянула на жизнь по ту строну.

Закулисье театра: там, где создаётся искусство

Костюмерный цех, бутфорский, швейный, декорационный — именно здесь создаётся «наглядная» часть любой постановки Театра оперы и балета. В каждом цехе, словно пчёлки, трудятся несколько человек: в среднем от трёх до четырёх. В отличие от артистов — людей публичных, эти мастера не избалованы вниманием прессы и зрителя. Мы решили исправить ситуацию и побывали там, куда обычно посторонним вход воспрещён. Моё путешествие в закулисье Театра оперы и балета началось с костюмерного цеха.

Гардероб артиста

Костюмерный цех расположен на третьем этаже театра и состоит из двух просторных помещений. От пола до потолка, в два ряда, на перекладинах висят костюмы. Обычному человеку трудно понять, по какому принципу они развешаны. Рада Викторовна Меньщикова, начальник костюмерного цеха, объясняет, то и дело указывая на определённые группы костюмов:

— Здесь — спектакль «Мистер икс», здесь «Алеко», ещё дальше «Травиата». В этой комнате находятся костюмы для хора и солистов, в соседнем помещении — для артистов балета (балетные пачки мы, как правило, покупаем). И это ещё не всё: часть костюмов у нас хранится на складе.

Оказалось, что всего гардероб артистов Театра оперы и балета состоит — только вдумайтесь! — почти из трёх миллионов различных нарядов! На самом деле, конечно, немного меньше, ведь бухгалтерия считает одну, а не несколько вещей отдельным костюмом. Но всё равно цифра получится внушительной — любая модница позавидовала бы такому огромному и разнообразному гардеробу. Тем более, что костюмы не совсем театральные.

— Настоящий театральный костюм не должен подвергаться стирке, ведь при его создании используются материалы, как правило, не предназначенные для шитья, — рассказывает Рада Викторовна. — Со сцены настоящий театральный костюм будет смотреться как изделие из дорогого бархата, украшенное жемчугом. На самом деле, вся эта красота окажется обычной подкрашенной тканью и битым зеркалом, которое держится на клею. Мы же пытаемся сшить наряды, которые затем можно подвергнуть стирке и чистке: используем настоящий бархат, все бусины пришиваем вручную. Как-то раз к нам приехали столичные артисты, они были в восторге от наших нарядов: у них таких костюмов нет.

Но чтобы сохранить всю эту красоту, созданную швеями театра, нужно приложить немало усилий. Перед постановкой — обязательная глажка, после — если нужно, стирка и штопка. При чём большую часть костюмов приходится стирать вручную: балетные пачки, кринолиновые и корсетные платья, богато украшенные наряды.

— Иногда мы снимаем костюмы, которые можно выжимать, ведь артисты столько энергии и сил затрачивают во время выступления, — говорит Рада Викторовна. — Бывало даже, что во время постановки от эмоций, которые артисты пытаются показать на сцене, и пуговицы отлетали, и юбки падали. Однажды оторвалась пуговица на нижней юбке у одной артистки. Она с таким достоинством перешагнула юбку и лёгким движением ножки её откинула. Зритель подумал, что всё так и должно быть.

— А за время одной постановки сколько артистов вам нужно одеть? — спрашиваю я.

— Я и мои две помощницы-костюмершы помогаем одеться в среднем 50 артистам, — отвечает Рада Викторовна. — Ещё во время постановки нужно помочь им переодеться. Бывает, что у каждого артиста от двух и до пяти-шести костюмов. После окончания спектакля мы также помогаем снять костюмы.

Рада Викторовна признаётся, хоть работа и сложная, но очень интересная, а самое главное, любимая: «Я, как Кощей, над златом чахну: мне все костюмы дороги».

В сезон — более 200 костюмов

Костюмерный цех — это место, куда попадают костюмы после того, как свою работу сделают швеи и бутафоры. Значит, следующий пункт назначения — швейный цех, а затем — бутфорский.

Швейный цех также располагается на третьем этаже, но в другом крыле театра. Поднимаясь по просторной лестнице, на одной из ступеней замечаю кусочек ткани, его, видимо, кто-то случайно обронил. «Стало быть, иду в верном направлении», — мелькнула мысль.

Войдя в одну из комнат швейного цеха, обращаю внимание на развешанные по стенам бумажные выкройки. Оказалось, что это лекала на каждого артиста. В центре помещения стол, за которым художник-конструктор Оксана Анатольевна Рындина занимается раскроем.

лекала

— Выкраиваете костюмы для артистов? — интересуюсь я.

— Нет, сейчас раскраиваю костюмы для контролёров — сотрудников, которые встречают зрителей, — ответила Оксана Анатольевна. — Нужно было вам прийти, когда мы к спектаклю отшиваем костюмы: здесь всё завалено тканями, блёстками...

Несмотря на то, что я попала в швейный цех не вовремя, ничуть не расстроилась. И без того, я узнала много чего интересного. К примеру, за сезон коллективу из четырёх человек приходится отшивать более 200 костюмов: для одной масштабной постановки около 120 и для двух-трёх поменьше — по 50-60 нарядов.

Немало и реставрационной работы в цехе.

— У столичных артистов есть контракты, по которым они обязаны следить за своей фигурой и держать один вес на протяжении определённого времени, — говорит Оксана Анатольевна. — Но у нас такого нет, бывает, артист поправится — мы расшиваем костюм, если заменяют артиста, также приходится перешивать вещь. Наше дело — сделать всё, чтобы хору и солистам было удобно двигаться на сцене.

— Артисты высказывают пожелания относительно будущего костюма? — спрашиваю я.

— Бывает и такое, но на самом деле артисты не должны обсуждать костюм. Если художник-постановщик предложил именно такую модель — значит так надо. Художественную часть произведения он согласовывает с режиссёром, но не с артистами.

Узнав немного о работе швейного цеха, направляюсь туда, где занимаются украшением нарядов и сцены.

Пчёлка на каблуках и самовар из бутыли

декорационный цех

Бутафорский и декорационный цеха располагаются в разных помещениях на цокольном этаже. В компетенции первого — украшение костюмов и создание мягких декораций для постановок, задача второго — оформить сцену жёсткими декорациями.

Бутафорский цех — это просторная светлая комната и три сотрудника. Здесь стоят швейные машинки, по стенам — высокие стеллажи с коробками, где хранится всякая мелочь: бусины, паетки, бахрома. На одной из полок — пчёлка-труженица на каблуках и с букетом, как у невесты. Работницы говорят, что это их своеобразный талисман, который помогает решить даже самую сложную задачу.

— Иногда нам приходится изобретать велосипед, — говорит Алевтина Анатольевна Затонская, начальник цеха. — Иногда всё, что создадим, переделывать. Ведь подчас задуманная вещь на сцене совсем не смотрится. Так, однажды мы сшили перчатки из блестящей ткани для певицы. Когда она вышла на сцену, и включили рампы, то перчатки вдруг превратились в самые настоящие латы — пришлось переделывать вещь.

Работа в декорационном цехе также не из простых. Художник-конструктор Егор Галашенко рассказывает, что нередко неделями приходиться ломать голову, чтобы создать определённую деталь декораций.

— Придумывать новое, пытаться разрешить неразрешимую задачу — это сложно, но очень интересно, — признаётся Егор.

Благодаря фантазии работников декорационного цеха, появляется самовар из обыкновенной бутыли, будильник из ведра и многое другое. На сцене эти предметы выглядят, как настоящие.

В отличие от бутафорского цеха, в декорационном иная обстановка. Он располагается в слесарной мастерской, где много дерева, различных инструментов, картонных коробок. Именно здесь рождаются самые оригинальные декорации Театра оперы и балета. Иногда, если требуется больше места, работники вместе с материалом перемещаются в помещения попросторнее и уже там создают украшения для очередной постановки.

...Аплодисменты зрительного зала адресованы и тем, кто во время постановки находится за сценой. Успех артиста — отчасти их успех. Художники-модельеры, костюмеры, художники-конструкторы и бутаффоры — без них невозможно существование театра. Они создают блеск и красоту сцены, оставаясь неизменно за кулисами.

С начала года Отделение СФР по Челябинской области заблаговременно подготовило документы для назначения пенсии свыше 22 тысяч жителей региона

Уоторые в 2026 году выйдут на заслуженный отдых. Эта работа позволила заранее проверить и учесть накопленные пенсионные права граждан, к которым относятся стаж, заработок, начисленные и уплаченные страховые взносы.

С начала года Отделение СФР по Челябинской области заблаговременно подготовило документы для назначения пенсии свыше 22 тысяч жителей региона

Система энергоменеджмента ММК признана эффективной

Наблюдательный аудит признал эффективной систему энергетического менеджмента (СЭнМ) Магнитогорского металлургического комбината. Система успешно работает в компании с 2016 года. В первом полугодии 2025 года экономический эффект от использования инструментов СЭнМ составил почти полмиллиарда рублей.

Система энергоменеджмента ММК признана эффективной

Хирурги медсанчасти провели уникальную операцию пациентке с камнями в поджелудочной железе

​Магнитогорскими хирургами впервые была выполнена лапароскопическая продольная панкреатоеюностомия по Ру.

Хирурги медсанчасти провели уникальную операцию пациентке с камнями в поджелудочной железе

«Стальное сердце Родины» претендует на Международную архитектурно-дизайнерскую премию

Фонтан «Стальное сердце Родины» в городском курорте «Притяжение» Магнитогорска вышел в финал Международной архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини» 2025 года в номинации «Лучший российский реализованный проект архитектурной подсветки».

«Стальное сердце Родины» претендует на Международную архитектурно-дизайнерскую премию

Сотрудники Госавтоинспекции устанавливают обстоятельства ДТП с пострадавшим

Вследствие столкновения автомобиль "Лада Гранта" совершил опрокидывание с последующим столкновением со встречно следующим автомобилем "Киа Спортедж", под управлением 48-летнего водителя, следующим по проезжей части ул. Жукова от ул. Зелёный Лог в направлении ул. 50-летия Магнитки.

Сотрудники Госавтоинспекции устанавливают обстоятельства ДТП с пострадавшим

В Карталах вынесен приговор местной жительнице, признанной виновной в совершении убийства знакомой

По данным следствия, в период с 15 по 27 ноября прошлого года в надворной постройке по улице Первомайская села Великопетровка Карталинского района Челябинской области в ходе конфликта из-за ревности осуждённая задушила 43-летнюю знакомую.

В Карталах вынесен приговор местной жительнице, признанной виновной в совершении убийства знакомой

В Притяжении появится современный отель

В северной части магнитогорского городского курорта «Притяжение» строители приступили к возведению четырёхзвёздочного отеля. Отель планируют построить за два года и торжественно открыть его к Дню металлурга–2027. Будущих гостей ожидают комфорт премиум-класса, расширенный набор услуг и развитая инфраструктура.

В Притяжении появится современный отель

По завершении 2024-2025 учебного года управление образования Магнитогорска подводит традиционные итоги

Более 90 тысяч несовершеннолетних проживают в городе, из них 77 454 ребёнка обучаются и воспитываются в 161 муниципальном учреждении. Общее число работников системы составляет 8 050 человек, в том числе 5 574 педагога.

По завершении 2024-2025 учебного года управление образования Магнитогорска подводит традиционные итоги

С наступлением осени и похолоданием традиционно приближается сезон респираторных заболеваний, главным из которых остаётся грипп

Жителям города настоятельно рекомендуют заранее позаботиться о своём здоровье и пройти вакцинацию против гриппа. Сделать это лучше всего до начала активного распространения вируса.

С наступлением осени и похолоданием традиционно приближается сезон респираторных заболеваний, главным из которых остаётся грипп
Вверх
18+