Логика в лирике. Корреспондент Mgcity74.ru побывала на уроках лучшего учителя региона

Восемь часов утра. Холл школы №5. Слева — огромный, почти во всю стену, стеллаж с различными кубками и медалями. Чуть поодаль плакат с надписью: «Поздравляем Анну Стельмахович, лучшего учителя Челябинской области!».

Логика в лирике. Корреспондент Mgcity74.ru побывала на уроках лучшего учителя региона

Чтобы пройти внутрь школьного здания и встретиться с Анной Юрьевной, необходимо записаться на входе у охранника. После всех формальностей проход через турникет наконец открыт.

Филолог глобус получил

По обыкновению в понедельник класс Анны Юрьевны дежурит. Она, классный руководитель, как и положено, вместе с ребятами из 9 «Б» на первом этаже. У неё в руках — учебник литературы.

До урока ещё около получаса. Пока есть время, Анна Юрьевна рассказывает о своём участии в областном этапе конкурса «Учитель года-2014».

— Я не думала, что будет настолько сложно, — говорит Анна Стельмахович. — Во-первых, очень тяжёлым оказался груз ответственности: осознание того, что ты представляешь всю систему образования Магнитогорска — города, который неоднократно побеждал в этом конкурсе. Во-вторых, достаточно много сил потребовалось на испытания: зачастую они проходили по несколько в день.

Но, несмотря на все сложности, Анна Юрьевна смогла дойти до финала. Учитель из Магнитогорска представляла на конкурсе относительно новый курс — основы религиозной культуры и светской этики. По мнению Анны Стельмахович, именно это стало залогом победы.

— Литература уже не раз была представлена на конкурсе, поэтому мы решили продемонстрировать дисциплину, малознакомую аудитории, — говорит Анна Юрьевна. — Мы показали культурологический подход к преподаванию курса: как религия вписана в мировой контекст культуры. К примеру, мы берём тему «Храмы». Наша цель не только изучить архитектурное сооружение и — точка. На уроке мы пытаемся понять идею, которую несёт храм, почему человек приходит к этой идее, как сегодня храмовая культура отражается в нашей жизни.

Победа Анны Стельмахович в областном этапе конкурса «Учитель года» стала третьей за всю историю школы №5. Ранее лучшими становились учитель начальных классов Эмма Витушкина и учитель математики Наталья Никифорова, ныне директор пятой школы. Спустя три года переходящий глобус победителя вновь оказался в стенах этого учебного заведения.

— Атмосфера постоянного развития, которая царит в школе, она заставляет постоянно двигаться вперёд, — уверена Анна Стельмахович. — Наша школа в большей степени нацелена на самообучение учеников: ребята каждый раз достигают новых высот, участвуя в олимпиадах, в различных проектах. Но их рост невозможен без развития учителя. Поэтому мы двигаемся вперёд вместе с ними...

Наш разговор прерывает звонок на урок. Следующие два занятия в 9 «Б» будут посвящены творчеству Владимира Маяковского.

Доказать свою мысль

Кабинет №48. На задней парте — стенгазета: в центре — портрет Анны Юрьевны, на нём надпись «Поздравляем!», вокруг — подборка публикация о победе учителя. Эту газету сделали дети. К доске с помощью магнитов ребята прикрепили тот же портрет Анны Юрьевны. Стоило на мгновенье отвернуться, как лист уже исчез. Вместо него появляются надписи мелом.

После чтения вслух стихотворения «А вы могли бы?» Анна Юрьевна даёт ребятам задание. Ученики активно включаются в работу, завязывается диалог, в котором дети стараются высказать свою точку зрения.

— Местоимение «вы» стоит во множественном числе или оно подразумевает уважительное обращение к одному человеку? — спрашивает одна из учениц.

— Думаю, что здесь, скорее всего, речь идёт о людях, толпе. Иначе «вы» было бы написано с большой буквы.

— Мне всё-таки кажется, что автор обращается к одному человеку...

— Ксюша, ты же помнишь: это лирика, а значит перед тобой широкое поле для трактовки образов. Если ты можешь доказать свою мысль, то твоё право так считать, — говорит Анна Юрьевна. Девочка не спешит воспользоваться доказательством, ведь аргумент учителя, как ни крути, исчерпывающий.

В конце урока, подытоживая проведённый анализ, Анна Юрьевна вновь читает стихотворение. Затем ученики составляют развёрнутый ответ на основе полученных сегодня знаний. Слышится звук пишущих ручек и шелест тетрадных листов. После дети зачитывают то, что получилось.

Отвечает девочка, у неё пятёрка. Несмотря на это, Анна Юрьевна рекомендует:

— Идея хороша, вот только бы поменьше пафоса, побольше логического размышления. А так молодец!

По мнению учителя, логика, которую формирует, в первую очередь, математика, необходима и в гуманитарных предметах. «Логическое мышление должно быть универсальным: чтобы ребёнок мог видеть и в литературе логику развития образа, и в истории — логику развития событий», — уверена Анна Юрьевна.

На втором уроке идёт обсуждение стихотворения «Послушайте!». Как и положено, занятие завершается написанием развёрнутого ответа. На этот раз учитель просит составить не анализ, а выбрать форму философского эссе.

— Автор в первой части произведения использует приём под названием «Анафора»: начинает две строки стихотворения со слова «значит», — читает один из учеников. — Отсюда можно заключить, что Маяковский пытается сделать вывод, но сомневается...

— Видите, как математики пишут, — комментирует Анна Юрьевна. — Вот она логика даже в философском эссе! Такие дети всегда используют цепочку логических умозаключений. — Мальчик продолжает: «Пытается сделать вывод, но сомневается, так как эти строки являются вопросительными...»

Через несколько минут звенит звонок на перемену.

Отгадка для детей

Часть ребят окружают стол Анны Юрьевны, чтобы поставить оценки в сетевой журнал. Три девочки подходят к дальнему окну: на подоконнике — несколько книжных стопок.

— Анна Юрьевна, а эту книгу можно взять? — спрашивает ученица, поднимая роман вверх.

— Эту можно, — отвечает учитель. — Те, что справа, не трогайте. — Девчонки с разрешения берут по книге и довольные идут на следующий урок.

Подоконник в кабинете Анны Стельмахович стал своеобразной площадкой для буккросинга — обмена книгами. Каждый, у кого есть ненужная литература, приносит её учителю.

— Ребята с удовольствием разбирают книги, — говорит Анна Юрьевна. — Правда, мистику читать им не рекомендую, эти книги стоят справа. Отдаю детям только ту литературу, которая будет для них полезна. Если хотите, можете тоже взять книгу, а мне пора на дежурство вниз.

Напрашиваюсь пойти вместе с Анной Юрьевной, чтобы по дороге задать ещё несколько вопросов. Спускаясь по лестнице, успеваю спросить:

— А куда вы повесите стенгазету, которая лежит на задней парте?

— Я уже её сняла, — улыбается учитель. — Теперь нужно разобрать стенгазету и отложить , пусть хранится, ведь это мои ребята сделали от чистого сердца. Они у меня такие молодцы! В первый день после конкурса дети не позволили мне провести урок. Решили: сделаем всё сами. У доски стояла девочка и, как я, точь-в-точь, вела занятие. Ребята, конечно, подошли с юмором к воплощению своей задумки. Но я на них не обижаюсь: у нас налажен контакт.

Мы оказываемся на втором этаже, идём вдоль коридора. Анна Юрьевна делится своими мыслями:

– Сейчас у многих достаточно странное представление о школе, о молодёжи, об учителях. Кинорежиссёры уверены, что нынешнее поколение безразлично ко всему, а все учителя – сумасшедшие. На самом деле ребята сейчас очень умные, а учителя стремятся им дать всё, что знают сами.

Поделиться своим опытом, своими знаниями – именно это желание когда-то привело саму Анну Юрьевну в профессию.

– Я всегда любила очень много читать, — говорит учитель. — Для меня любая книга – загадка, и когда её разгадываешь, хочется с кем-то поделиться. А с кем, как не с детьми, которые пока далеки от отгадки? К тому же, очень увлекательно наблюдать, как развивается ребёнок в школе. А ты ведь можешь ещё и положительно повлиять на этот процесс…

Оказавшись на первом этаже, несколько минут остаёмся на дежурство. Затем у Анны Юрьевны ещё 4 урока литературы у девятых и восьмых классов. К сожалению, в этот день расписанием не был предусмотрен курс «Основы религиозной культуры и светской этики», поэтому посетить его не удалось. Но и без того день подарил много впечатлений: понравилась школа, ребята и уроки лучшего учителя Челябинской области.

отвлекитесь от новостей

Мы знаем, куда вас сводить!

Ситигид

Больше месяца над Сибаем висит смог

В соседнем городе введён режим повышенной готовности.

Больше месяца над Сибаем висит смог

Магнитогорцы недовольны качеством ледовых городков

Не успели открыться, а уже вызывают недовольство. Дети и родители находят изъяны на снежных горках.

Магнитогорцы недовольны качеством ледовых городков

Медики рассказали, где можно провериться на ВИЧ бесплатно и анонимно

Процедура занимает не более пятнадцати минут, но нужно предварительно записаться.

Медики рассказали, где можно провериться на ВИЧ бесплатно и анонимно

В картинной галерее открывается выставка «Моя Магнитка»

Художник изобразил работу цехов металлургического комбината как феерию красок.

В картинной галерее открывается выставка «Моя Магнитка»

На Южном Урале бешенством страдают еноты и кошки

Количество случаев опасного заболевания выросло в два раза!

На Южном Урале бешенством страдают еноты и кошки

В южной части города произошло ДТП

Авария случилась на пересечении проспекта Карла Маркса и улицы 50-летия Магнитки. По словам очевидцев, есть пострадавшие.

В южной части города произошло ДТП

Юным жителям Магнитогорска выдали паспорта

Торжественное вручение состоялось сегодня в администрации города.

Юным жителям Магнитогорска выдали паспорта

В Магнитогорске прошел единый день приема граждан

12 декабря — это день не только Конституции, но и открытых дверей во всех ведомствах.

В Магнитогорске прошел единый день приема граждан

Прогноз погоды на четверг

Завтра, 13 декабря, в Магнитогорске будет облачно. Осадков не ожидается. По прогнозам синоптиков, днем столбик термометра покажет -8 градусов. Ночью похолодает до -19. Атмосферное давление будет очень высоким — 733 мм рт. ст. Ветер подует с юга со скоростью 2 м/с.

Прогноз погоды на четверг

Южноуральского подростка чуть не забыли в Европе

Мальчик отправился с группой в европейский тур.

Южноуральского подростка чуть не забыли в Европе
Вверх
18+