Витрина для экспоната: как предметы искусства хранят в музее
21 мая 2014Репортажи   Просмотров: 4074

Витрина для экспоната: как предметы искусства хранят в музее


Всемирный день музеев, который отмечается в мае, стал поводом для написания очередного репортажа. Корреспондент Magcity74.ru побывала в фондохранилищах Магнитогорского краеведческого музея — там, где экспонаты обычно скрыты от посторонних глаз.

Главный хранитель фонда Альбина Николаевна Ибрагимова ведёт нас с фотографом по тёмной лестнице со второго на цокольный этаж. Затем мы оказываемся в узком коридоре, проходим несколько метров — и перед нами серая металлическая дверь, за ней ещё одна. Это вход в открытое фондохранилище. Поворот ключа в замке — и мы в светлой комнате. Здесь находится медное и чугунное литьё, фарфоровые изделия. Почти все экспонаты спрятаны за стеклом.

Открытые фондохранилища представляют собой своеобразную экспозицию, только расположенную вне выставочного зала. Закрытые фонды, куда, к сожалению, даже журналистам вход воспрещён, устроены иначе.

— В закрытых фондохранилищах образуется своя микросистема, — говорит Альбина Николаевна. — Там полное отсутствие света, оно необходимо для того, чтобы фотографии, картины, ткани не выцветали и не разрушалась структура материала. Кроме того, защитные функции выполняет упаковка. Так, фотографии вкладывают в отдельные конверты, документы с нестойкой краской прокладывают листами белой чистой бумаги. Также в любых фондохранилищах важно учесть температурный режим (+18 градусов) и влажность (55 процентов). Нельзя допускать резких колебаний этих параметров.

Раз в квартал и в открытых, и закрытых фондохранилищах проводится своеобразная генеральная уборка. Сначала хранители осматривают экспонаты и оценивают их состояние, затем проветривают помещение, удаляют пыль, проводят химическую обработку от вредителей. Если требуется, то меняют упаковку.

— Интересно, что здание краеведческого музея изначально предназначалось для универмага, — продолжает Альбина Николаевна, — и, конечно же, проектировщиками не были предусмотрены специальные помещения для хранения фондов. Возможно, комнату, где мы с вами находимся, планировалось использовать как обыкновенную подсобку. Несмотря на это, мы пытаемся максимально приблизить условия хранения к музейным.

Всего в краеведческом музее два открытых фондохранилища и четыре закрытых. В них находится более 100 тысяч экспонатов. Порой многие из предметов так не покидают запасника. Причины могут быть самые разные.

— Бывает, что в музее есть аналогичный экспонат, но он более показательный, — говорит Альбина Николаевна. — Бывает, что предмет не подходит по тематике выставки и так далее. Существует общая музейная статистика: не более 10 процентов фондов участвуют в экспозиции.

За разговором успеваю осмотреть помещение, случайно замечаю необычный предмет, который, как другие, не спрятан за стеклом, он стоит на тумбе, поодаль от витрин. Это виниловый проигрыватель с радио 1957 года выпуска.

— Его принёс наш директор Александр Александрович, — поясняет Альбина Николаевна. — К нам часто звонят обычные жители и предлагают старинные предметы. Нередко Александр Александрович сам приезжает и забирает их. А потом уже специальная комиссия определяет ценность предмета и решает, попадёт ли он в фонды музея. В случае положительного решения будущему экспонату присваивается соответствующий номер, и он поступает на описание к научному сотруднику. Проигрывателю уже присвоен номер, — хранитель указывает на крышку экспоната, — то есть он является полноправным членном нашей «семьи».

В продолжении нашей беседы главный хранитель фондов предлагает посетить второе открытое хранилище, в котором сосредоточены предметы середины прошлого века. Ретро-комната — это одновременно и гостиная, и детская, и рабочий кабинет. Здесь есть всё: от авоськи до «комбайна» — устройства, которое сочетает в себе функции телевизора, проигрывателя, радиоприёмника. Несмотря на концентрированность предметов эпохи 1950-х г.г., ничто не кажется лишним. Зайдя в комнату, мы даже опешили от столь необычного интерьера, который, кстати, создала Галина Старикова, ведущий научный сотрудник музея.

— Многие из тех, кто бывал в этой комнате, узнают кое-какие вещи, вспоминают, что точно такая же была у родителей или у бабушек с дедушками, — замечает главный хранитель.

Вот и мы с фотографом увидели знакомые предметы: старые открытки, железный пылесос, белый тюбик губной помады, духи «Красная Москва», торшер. Ещё долго после окончания нашей «экскурсии» мы обсуждали свои впечатления. Их столько, что хватит до следующего репортажа...

Фото - Регина Бутакова

Нашли ошибку в тексте? Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Войти

Введите данные вашего аккаунта

Забыли пароль?
У Вас нет аккаунта? Зарегистрируйтесь!

Регистрация

Введите данные вашего аккаунта

Уже есть аккаунт? Выполнить вход

Не пропустите ничего важного!

Подпишитесь на вечернуюю e-mail рассылку от Магсити74.
Мы каждый вечер будем Вас оповещать о самых важных
новостях города и области!

Подписаться