Сообщить новость

Хочу быть первым! Как понять своего ребёнка

Наверное, всем знакома ситуация: дети, отталкивая друг друга, стремятся встать впереди всех, при этом заявляя «Я, я — первый!». И обижаются, если не получилось занять первое место. Или поднимают руку на уроке, желая ответить, и очень расстраиваются, когда учитель выбирает другого ребёнка. Желание быть лидером заложено в человеческой природе, но проявляется оно в отдельных людях с разной силой. Склонность к явному лидерству становится заметна в достаточно раннем возрасте.

Хочу быть первым! Как понять своего ребёнка

Однако следует различать примеры лидерства и эгоцентризма, когда ребенок желает быть первым для того, чтобы быть в центре всеобщего внимания. Если главное для ребёнка – угодить взрослому, чтобы его заметили и выделили, то он становится излишне правильным. Прилежные дети будут стремиться отвечать на все вопросы (иногда даже не зная правильного ответа), требовать похвалу (в том числе и за некачественно выполненное задание) и бурно переживать «поражения».

Если у ребёнка непокорный нрав, активный темперамент, то он часто стремится привлечь внимание поведением, которое, с точки зрения взрослых, считается плохим: он кричит, перебивает окружающих, активно мешает на занятиях, часто демонстрирует протестное поведение. Это может показаться невероятным, но такой малыш также мечтает о похвале, однако не видит возможностей заслужить её.

Проблемами адаптации таких детей следует заниматься терпеливо. Прежде всего, необходимо понимать, что человек совершает любой поступок в надежде достичь удовольствия, насладиться результатом. Надо научить таких детей получать удовольствие не от того, что всеобщее внимание приковано к нему, а от того, что он участвует в общем действии и достигает результата вместе с группой. Лучше изыскать возможность подготавливать задания и вопросы, на которые необходимо будет искать ответы совместными усилиями (в семье, группе детского сада, школе). Если необходимо, то следует разбивать группу на подгруппы по 3-4 человека, распределять обязанности между членами подгруппы. Пусть каждый почувствует личную ответственность и значимость как результат этой ответственности: я замечательный не сам по себе, а потому что от моих действий хорошо всей группе. Можно также предложить заранее установить очередность, в которой будут выступать дети или отвечать на вопросы, периодически менять эту очередность.

Взрослый должен не упускать возможности, чтобы помочь почувствовать эгоцентричному ребенку, что можно получить удовольствие от того, что ты помогаешь кому-то, радуешься чьим-то успехам, а это возможно сделать только в групповых мероприятиях, исключающих конкуренцию. На начальном этапе лучше помочь освободиться от эгоцентризма, научив его получать удовольствие от совместных действий.

Поведение ребенка зачастую всего лишь отражение того, что он воспринимает во взрослых. И тут важно разобраться, его ли это потребность быть первым или запечатлённая реакция на то, как реагировали взрослые, если он не был первым? Это происходит, когда например, со стороны значимых ему взрослых людей – мамы, отца, бабушки – были негативные реакции (расстройство, злость, раздражение на других детей) в тех ситуациях, когда он не был первым, эта реакция могла запечатлеться у ребёнка в виде установки, что быть не первым – плохо, так как это отвергаемо со стороны взрослых!

В раннем возрасте у ребёнка не развита саморефлексия и ещё нет опыта – в такой ситуации важно помочь ребёнку осознать, что же он чувствует? Следует сказать ему, что он расстроен, зол – т.е. помочь ему дать имя его чувствам, чтобы ребёнок смог самостоятельно понять, что с ним происходит. Делать это нужно постоянно, чтобы научить осознавать разнообразные чувства в себе и называть их словами. Важно объяснять ребёнку, что преподаватель или любой человек может сам выбирать для ответа у доски или для участия в мероприятии того, кого хочет, что не всегда это будет он. Но это не значит, что он плохой! Важно помочь ребёнку понять, почему ему так необходимо быть первым, что для него это значит?

Итак, по мнению психологов, эгоцентризм – это вопрос принятия. Ребёнок таким образом пытается получить то, чего ему не хватает: чувства, что его принимают в любом случае и при любой ситуации. Ребёнку нужно внушить мысль, что это принятие не связано с тем, первый он или нет, просто его принимают любым и могут поддержать его и помочь принять себя!

Любовь Байбурдина, педагог-психолог

МУ «Центр социальной помощи семье и детям города Магнитогорска»

В администрации города состоялось заседание комиссии по проведению конкурсного отбора инициативных проектов

Инициативное бюджетирование в России, в том числе в Магнитогорске, в следующем году будет проходить шестой год. За пять лет благодаря инициативам жителей в городе благоустроено 173 территории. В этом году в конкурсную комиссию поступило 58 проектов. Все их рассмотрят и выставят баллы в соответствии с критериями отбора, которые установлены областным законом.

В администрации города состоялось заседание комиссии по проведению конкурсного отбора инициативных проектов

Пожары в жилых домах возникают очень часто в результате нарушения элементарных правил пожарной безопасности

Огонь не только уничтожает имущество, выводит из строя жилые и подсобные помещения, но и становится причиной травмирования и гибели людей.

Пожары в жилых домах возникают очень часто в результате нарушения элементарных правил пожарной безопасности

«Лаборатория Касперского» отметила ММК за профессионализм в области информационной безопасности

Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) был отмечен «Лабораторией Касперского» знаком «За ответственное отношение к вопросам информационной безопасности». Награда стала признанием комплексного подхода комбината к защите критически важных систем, данных и производственной инфраструктуры.

«Лаборатория Касперского» отметила ММК за профессионализм в области информационной безопасности

Администрация города подвела итоги работы муниципального семейного клуба «Место притяжения»

Создание муниципального семейного клуба «Место притяжение» - это социальная инициатива администрации города, которая стала победителем всероссийского конкурсного отбора Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Реализация проекта началась в Год семьи, с апреля 2024 года, на базе Комплексного центра социального обслуживания населения Орджоникидзевского района.

Администрация города подвела итоги работы муниципального семейного клуба «Место притяжения»

В Экологическом парке готовится к открытию каток

Открытие катка состоится 19 декабря в 12.00.

В Экологическом парке готовится к открытию каток

Глава города активно принимает участие в открытых диалогах с жителями

В Магнитогорском педагогическом колледже накануне состоялась встреча Сергея Бердникова со студентами и преподавателями.

Глава города активно принимает участие в открытых диалогах с жителями

В Челябинской области свыше 7800 многодетных матерей, воспитавших пять и более детей, получили право на перерасчет пенсии

С 2026 года периоды ухода за всеми детьми до достижения ими полутора лет учитываются в страховой стаж без ограничения их общей продолжительности. В декабре Отделение Социального фонда России по Челябинской области принимает заявления на перерасчёт от получателей страховой пенсии — многодетных мам с пятью и более детьми. Кроме того, при рождении двойни или тройни периоды ухода при исчислении страхового стажа будут суммироваться.

В Челябинской области свыше 7800 многодетных матерей, воспитавших пять и более детей, получили право на перерасчет пенсии

Путешествие в Новогоднюю сказку

Правобережный центр дополнительного образования, расположенный по адресу Галиуллина, 17, приглашает детей и их родителей на Новогоднее шоу «Три богатыря или спасение новогоднего чуда».

Путешествие в Новогоднюю сказку

В Новый год - без долгов!

В преддверии предстоящих праздников ГУФССП России по Челябинской области напоминает гражданам о необходимости своевременно оплачивать задолженности и вновь запускает информационную акцию «В Новый год - без долгов».

В Новый год - без долгов!
Вверх
18+