Поводом к обращению в арбитражные суды стали решение и предписание антимонопольного органа, вынесенные в отношении администрации по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Организация транспортного обслуживания в городе вызвала недовольство среди предпринимателей.
УФАС установлено, что мэрия направила в адрес перевозчиков письма о недействительности заключенных ранее договоров на оказание транспортных услуг населению. В документах указывалось на наличие нарушений при проведении конкурса, установленных антимонопольным органом и судом.
Другие же перевозчики от администрации получили обращения о заключении временных договоров на обслуживание значительного количества маршрутов (от 4 до 7) сроком на 90 дней до подведения итогов нового конкурса. Однако договора были продлены без конкурса.
Антимонопольным органом установлено, что у мэрии не было права на заключения и продления временных договоров с перевозчиками. Также она не обладает полномочиями по самостоятельному признанию договоров недействительными даже при наличии судебного решения, указывающего на нарушения, допущенные при проведении конкурса.
Помимо этого, администрацией до неопределенного круга лиц не доводилась информация о возможности заключения временных договоров без проведения конкурса. А так как договорные отношения были прекращены, у мэрии возникла обязанность по организации и проведению нового конкурса. Но так как конкурс не был проведен, продление временных договоров является неправомерным.
По результатам рассмотрения дела антимонопольной службой мэрии выдано предписание о необходимости проведения торгов на право заключения договоров на оказание услуг по пассажирским перевозкам. Как пояснили в УФАС, такая мера направлена на обеспечение конкуренции и соответствует правовому акту, действующему на территории Магнитогорска и регулирующему отношения в сфере транспортного обслуживания.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд 30 октября 2013 года своим постановлением оставил в силе решение УФАС.