«Это уже вторая выставка в магнитогорской картинной галерее из моей коллекции, - рассказывает коллекционер Олег Малахов. - Год назад в этих стенах можно было увидеть выставку японской гравюры. Африканская идеопластика — это концентрация энергетики и внутренних действий. Посетители не просто рассматривают предметы, они обмениваются энергией с ними, поэтому восприятие произведений сугубо индивидуально».
Почти все скульптуры выполнены из самых прочных и плотных материалов - черного и красного дерева. Маски же сделаны из более мягких пород, поэтому недолговечны — хранятся около 50 лет.
Если сегодня для современного человека маска носит только маскарадный характер, то для древних африканских народов они были неотъемлемой частью жизни. Так, маски надевались при родах, обрядах инициации, свадьбах, магических ритуалах. Например, при лечении на больного надевали маску, а после совершения всех обрядов её сжигали вместе с выгнанной из тела болезнью.
Многие маски и скульптуры, представленные на обозрение магнитогорской публики, изображают сразу двоих людей. Объяснение находится в создании африканцами своеобразной картины мира, распространившейся затем по всему миру. Мужское и женское начало создают идеального человека, как светлые и темные силы образуют гармоничный мир. По африканским канонам, «4» - женское число, мужское - «3», в сумме получается «7» - идеальное число. Не оттуда ли наша уверенность, что семь — это удача?
В каждом культовом предмете живет дух (точнее, духовная сила), способный вылечить, защитить или научить человека, поддержать и направить его в трудностях жизни. Маски-помощники покрыты белым каолином, на масках, наказывающих за проступки используются черные, устрашающие цвета. Популярны также тотемные маски, как правило, изображения шимпанзе.
Африканская культура со временем только набирает популярность. Это погружение в прошлое человечество, и в то же время отсыл к современному искусству. Символичность образов, несоблюдение пропорций, сложная дешифровка декоративных элементов отличают произведения африканской пластики. В то же время, каждая скульптура или маска неотделима от ритуала, а значит не бессмысленна. Предметы, непосредственно использующиеся в ритуалах, можно распознать по запаху — как правило обряды проводятся в ночное время: маски и скульптуры насквозь пропитываются дымом от костра.
Впервые африканские предметы попали в Европу в 15 веке через португальцев. Позже произведениями пластики с «черного» континента заинтересовались художники-символисты. Знаменитый художник Пикассо обладал подобной коллекцией из 300 предметов и всюду возил их с собой. В России Африкой начали интересоваться ещё раньше — коллекция Щукина оказалась первой в мире. Изучением ритуалов всерьез занимался советский этнограф Лев Гумилев.
Кто сказал, что африканцы нищие? Почти в каждом роду - неприкосновенный запас золота, который свято хранится у старшего. Тратить его нельзя, иначе род станет слабым и может даже умереть. Может, для избежания подобных соблазнов, воровства и существует «маска социального контроля».
Погрузиться в мир африканской культуры можно до 1 февраля 2014 года. Эта выставка в магнитогорской картинной галерее от Олега Малахова не последняя, в следующем году челябинец обещает привезти выставку предметов буддийской культуры.