Личная трагедия
К нам в редакцию обратился педагог дополнительного образования с просьбой разобраться в сложившейся ситуации. Дело в том, что в последнее время в Магнитогорске стали закрывать кружки для детей. Под раздачу попал и наш герой: его кружок закрыли, подобного в этом же районе не было. Детям даже не предложили перейти в другое учреждение или к другому педагогу.
«Мне никто из руководства учреждения не сказал о закрытии кружка, я все узнала от педагога, - рассказывает нам школьница Елена Николаева. - Насколько мне известно, в центре больше нет подобных кружков. Где можно продолжить подобные занятия, меня тоже не уведомили».
Такая же участь постигла и других педагогов, в чьих кружках, аналогов которым в городе не существует, занимается меньше 15 детей. Таким образом, слова Александра Викторовича Хохлова о том, что целые направления закрываться не будут, оказались невозможными в реальности.
«Коллеги из другого города сообщают мне, что такая ситуация с увольнениями только в Магнитогорске и Челябинске, в остальных городах ситуация более стабильна», - сообщает нам экс-преподаватель.
Выяснение ситуации изнутри не дало никаких результатов. Ныне работающие преподаватели не спешат раскрывать рабочие тайны, опасаясь санкций руководства, а сокращённые работники, как правило, не идут дальше «кухонных» разговоров. Впрочем, спорить о каждом конкретном педагоге можно долго, однако за всеми этими личными трагедиями стоит слово «оптимизация». Мы решили выяснить, что же входит в это понятие и кто инициатор этого процесса.
«Мы указаний не давали»
Мы обратились в Министерство образования и науки Челябинской области, ведь кто, как не они, знают, что происходит в регионе с образованием. «От министерства никаких распоряжений и постановлений об оптимизации не выходило, - сообщает нам начальник управления воспитания Ирина Викторовна Анфалова. - Каждый район и город решает сам, как развиваться, планирует стратегическое развитие городских кружков и секций. Все учреждения дополнительного образования находятся в прямом управлении муниципалитетов».
Муниципалитеты также должны сами определиться с критериями эффективности. Чаще всего это посещаемость. В министерстве считают, что в городских и районных управлениях образования должны проанализировать факторы, повлиявшие на низкую посещаемость: умения и знания педагога, территориальная доступность, наличие программы обучения, наличие условий для занятий (кабинет, оборудование). Только после тщательного анализа необходимо принимать решение о сокращении педагога или улучшении условий его работы.
«Всё решается руководителями учреждений»
Следующим этапом наших поисков были органы местного самоуправления. В магнитогорском управлении образования затрудняются ответить, проходит ли у них сейчас масштабная оптимизация.
«Мы даём учреждениям муниципальное задание, а руководители на местах сами решают, как им лучше организовать работу, обеспечить заработную плату педагогам, соответствующую приказу президента РФ, - поясняет заместитель начальника управления образования г. Магнитогорска Татьяна Леонидовна Полунина. - Допустим, мы даём учреждению задание на привлечение 1500 детей, директор может дать 0,5 ставки педагогам, у которых в кружках по 5 человек, а может оставить только эффективных педагогов, у которых есть многочисленные группы, и платить им полноценную зарплату. Руководители, скорее всего, выберут второй вариант».
Последняя инстанция
Мы заглянули в одно из 10 городских учреждений дополнительного образования - Центр «Содружество», где пообщались с заместителем директора Ириной Михайловной Васиной.
«Необходимость перемен назрела давно. Меняется жизнь, законы, запросы родителей и детей. С нами начинают конкурировать негосударственные образовательные учреждения, частные предприниматели. Мы уже не можем работать по-старому, - рассказывает нам Ирина Михайловна. - Когда мы поняли, что придётся прощаться с частью педагогов, у нас был шок. Но если подумать, то этот процесс логичен. В основном от нас ушли те, кто не был готов к изменениям, не имел педагогического образования, не стремился повысить квалификацию. Кроме того, многие работали уже после пенсии. Мы сократили ненужные уже должности концертмейстера, специалиста социально-педагогической направленности. Учреждение в целом после оптимизации только выиграло: теперь у нас в коллективе - молодые душой, творческие люди, у которых множество идей. Остались только самые лучшие педагоги. И зарплата у них должна быть достойная.
В подтверждение своих слов Ирина Михайловна провела нашего корреспондента по всему учреждению: в каждом учебном кабинете шли занятия с детьми. Несмотря на утреннее время и на то, что на улице был мороз, везде шла активная работа: дети занимались актёрским мастерством, танцами, рисованием, пением, лего-конструированием.
Рыночные отношения
В последнее время в обществе заговорили о том, что в городском управлении образования дают установки на преимущественное развитие платных кружков. Мы спросили о развитии платных кружков в Центре «Содружество».
«Ключевой приоритет дополнительного образования - свобода выбора. Дополнительное образование входит в сферу услуг. Для наших основных заказчиков — родителей - и потребителей — детей - мы предлагаем широкий выбор услуг в сфере дополнительного образования как на бесплатной, так и на платной основе - сообщает Ирина Михайловна. - У нас специально проработаны условия, есть квалифицированные педагоги. Кроме того, к бесплатным кружкам иногда, к сожалению, относятся несерьёзно: захотят - не придут на занятие. А если родители платят, то они заинтересованы как в качестве обучения, так и в его результатах. Я не могу утверждать, что дополнительное образование перейдёт на платную систему, однако сейчас нам предоставили возможность такие объединения организовывать, и мы это делаем. Для сравнения: в прошлом учебном году у нас занималось 60 детей на платной основе, а в этом - уже 110 человек. В то время как 3150 детей в Центре занимаются на бюджетной основе».
Как показало наше исследование учреждений дополнительного образования, сейчас популярностью у детей пользуются в основном развлекательные кружки. А вот популярные некогда направления, такие как патриотическое воспитание, к сожалению, сейчас оказываются за пределами сферы воспитания наших детей. Сейчас от этого страдают уволенные педагоги, но не ощутят ли этот недостаток во взрослой жизни нынешние подростки?