В одной из аудиторий — специальные кадки с крупными и мелкими натуральными камешками и песком, мостик из деревянных дощечек. В центре зала ковер и мячи, разного рода палочки и лавочки по краям помещения. Девочка в бриджах аккуратно передвигает ногами, а педагог поддерживает ее за косу — так вроде бы и опора чувствуется, и идти приходится самой. «Давай, Дашулька, наступай, наступай, теперь смотри на себя в зеркальце, так, идём, ровненько, я тебя держу, не переживай», — приговаривает педагог.
Всего же в учреждении 361 воспитанник — у каждого есть нарушения: опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха или речи. Поэтому на занятиях без спецтехники не обойтись.
«С начала года благодаря программе в учреждении уже сделаны для детей с ДЦП поручни, пандусы, а также закупается оборудование для передвижения — это специальные стулья-кресла со столешницей, чтоб им было удобно заниматься, также для детей с нарушением зрения закуплены и прикреплены оформленные рельефные знаки», — говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе коррекционной общеобразовательной школы-интерната № 3 Магнитогорска Татьяна Белоусова. Кроме того, уже приобрели видеоувеличители, а в кабинете, где занимаются ребята с нарушением речи, появилось логопедическое оборудование. На экране — будто кадры из мультфильма: яркое насекомое движется по диагонали монитора. Но на самом деле бабочка летает благодаря воздуху, который выдыхает ребенок. «На выдохе плавно поёшь гласные, бабочка летает, не опускается, да? Чтобы выдох был долгий и длительный», — наставляет педагог.
Для детишек, которые заикаются, особенно важно понять, как именно следует дышать, научиться тянуть гласные звуки, справиться с судорогами. Только в этом случае дефект имеет шанс на исчезновение. В этом году здесь появилась компьютерная программа «Дельфа» — для постановки голоса и дыхания ребенка, причем процесс происходит в занимательной форме.
«Знаете, надо отметить, что повысился интерес к обучению, ребенку очень нравится работать на клавиатуре, очень нравится печатать, он быстро осваивает буквы, быстро пишет слова, предложения. Мы даже можем на клавиатуре записать небольшие рассказы вместе с ребенком, которые он потом в состоянии воспроизвести уже устно. Стоимость клавиатуры сравнительно невысокая, а вот принтер к ней — дорогой. Мы его не будем приобретать, ведь печать коротких рассказов — это занятие только для ребят младшего звена школы», - говорит учитель-логопед коррекционной общеобразовательной школы-интерната № 3 Магнитогорска Лариса Кузнецова.
При закупке оборудования уделили внимание и спортивной составляющей. Ведь дети есть дети — не важно, есть ли у них отклонения в здоровье или нет. Им хочется да и необходимо двигаться.
«Для ребенка с нарушением слуха и зрения приобретены специальные спортивные столы для игры в теннис и звучащие мячи, то есть ребенок может ловить мячик, ориентируясь по слуху. Они специально такие, с колокольчиками. Интересные. Оборудование — отечественное — и закупается по всей стране. Мы очень много лечим детей на базе своей школьной поликлиники, без отрыва от образовательного процесса, у родителей нет необходимости забирать ребенка из школы и спешить в поликлинику, сидеть в очереди к врачам. Всё необходимое лечение по зрению ребенок может получить здесь. Школьная поликлиника лицензирована по 8 направлениям, среди которых офтальмология, нейропатология, психиатрия, лечебный массаж. Наша основная задача — стабилизировать состояние здоровья ребенка во время его роста, чтобы не было отрицательной динамики», - рассказывает заместитель директора Татьяна Белоусова.
Результаты от всех мероприятий в коррекционной школе есть. Больше половины учеников после 4 лет обучения могут продолжить занятия уже в общеобразовательной школе — наравне со всеми.