Среди угроз для бизнеса предприниматели отметили макрофакторы: валютные колебания, политическую ситуацию, так же 68% опасаются ухудшения потребительских настроений. У 43% респондентов в 2014 году доход вырос, у 33% - не изменился и только 24% предпринимателей отметили, что доход снизился.
В целом предприниматели позитивно настроены, не поддаются панике, «не смотрят телевизор» и стараются больше работать. Однако, у каждого свой подход к ведению бизнеса в новых условиях.
Многие компании решили заморозить цены 2014 года, чтобы конкурировать с теми, кто их повысил, либо снизить за счёт оптимизации расходов, пересмотра себестоимости продукции. И только несколько респондентов ответили, что планируют цены повышать. Чтобы меньше зависеть от валютных колебаний, предприниматели заменяют импортные составляющие товарами российского производства. Кризис заставил компании по-новому посмотреть на свой бизнес: кто-то пересматривает ассортимент, кто-то открывает новые направления работы и закрывает убыточные.
Особенно ценно то, что в новых условиях предприниматели стали более внимательны к своим клиентам: внедряют дополнительные бесплатные сервисы, больше работают индивидуально, тщательно изучая потребности, предлагают новые условия работы. Многие увеличили свои расходы на продвижение, и это принесло свои результаты.
Существенная часть опрошенных отметила, что увеличилось количество заявок и обращение клиентов, но, безусловно, не всех из них переросли в заказы. Некоторые компании отметили, что объем продаж вырос, но при этом снизился средний чек. Главное, по мнению предпринимателей - получилось удержать клиентов, увеличение повторных продаж говорит о стабильности бизнеса.
Также некоторые респонденты отметили, что пока рано говорить о результатах, т.к. прошло мало времени или не наступил сезон. В кризис улучшается качество клиентской базы, недобросовестные клиенты, постоянно задерживающие оплату, уходят.
Отметим, опрос проводился в марте этого года, анкета включала в себя 20 вопросов. На них отвечали представители малого и среднего бизнеса. Основным видом деятельности этих компаний является торговля, около 70% компаний ведут интернет-бизнес от 1 до 5 лет.