
XIV Московский Пасхальный фестиваль совершает турне по всей России, заезжая в большие и малые города. В этом году фестиваль посвящён ещё и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В Магнитогорске он прошёл впервые, и сразу к нам приехал организатор фестиваля Валерий Гергиев. Валерий Абисалович — художественный руководитель Мариинского театра, главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Несмотря на высокие регалии, публику маэстро на провинциальную и столичную не делит.
— Ваш город — не провинция, — рассказывает Валерий Абисалович. — Вот я вырос во Владикавказе, там действительно была провинция. Хотя родился я в Москве, но потом всё сложилось хорошо — моя семья переехала на Кавказ. Я учился в школе, которую окончил Евгений Вахтангов (русский и советский актёр, режиссёр, основатель Государственного академического театра имени Е. Вахтангова в Москве — прим.ред.) У нас перед входом в школу висела мемориальная доска с его именем. И я в семь лет смотрел на неё и не понимал, как же так: в революции не участвовал, не воевал, но стал знаменитым.
В Магнитогорск симфонический оркестр прибыл чартерным поездом. На перроне музыкантов встречали хлебом-солью и с цветами и.п. главы Виталий Бахметьев, заместитель главы города Вадим Чуприн, начальник управления культуры Александр Логинов, коллектив «Станичники» Дома дружбы народов и «Соловушки Магнитки», пять человек из которого приняли участие в выступлении детского хора на закрытии Зимних Олимпийских игр в Сочи. Руководил хором тогда сам Валерий Абисалович. За пять минут до прибытия поезда встречающие высыпали на перрон, где «Станичники» развернули настоящие народные гуляния. Но маэстро не сразу появился в дверях вагона, чем вызвал некоторое замешательство магнитогорской публики: около 15 минут переодетые казаки пели и танцевали, а ребята из «Соловушек» успели замёрзнуть в костюмах и лёгких куртках.
Затем Валерий Абисалович всё же вышел к встречающим. Больше всего его заинтересовали участники «Соловушек Магнитки», так как маэстро является председателем Всероссийского хорового общества и активно выступает за возрождение детских хоров в регионах. Валерий Гергиев познакомился с семилетним Матвеем и выразил надежду, что вскоре мальчик сможет сказать, что он — участник Большого детского хора Магнитогорска.
Без перерыва, сразу после приезда, маэстро поспешил на репетицию. Все залы индивидуальны, но Валерий Абисалович всегда находит подход к каждому из них. Больше двух часов дирижёр пересаживал музыкантов, стараясь, чтобы каждый звук стал более ярким и богатым, переходил в зрительный зал, чтобы услышать, как будет звучать музыка для публики. «Здесь вы очень близко находитесь от слушателя, поэтому можете играть обычно, не громко», — заявил Валерий Абисалович. С репетиции музыканты ушли только за полчаса до концерта. И вскоре вышли к публике в концертных костюмах, чтобы познакомить магнитогорцев с творчеством знаменитой «Мариинки». Однако как прошло выступление, мы так и не узнали. Нам только удалось выяснить, что одну из композиций — кантату «Москва» Петра Ильича Чайковского — симфонический оркестр исполнил вместе со сводным хором Магнитогорска.
На сам концерт представители многих СМИ не попали, не разрешили организаторы провести и фотосъемку во время репетиции, объяснив это тем, что фотоаппараты будут щелкать и мешать маэстро. Что касается билетов, то Концертное объединение Магнитогорска распределило их по своему усмотрению, тем более, что цены на них были достаточно высокими: от 2 000 до 4 000 рублей.
Но гораздо обиднее, что помимо журналистов, на концерт, посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войны, не попали и ветераны, которые, казалось бы, должны стать самыми желанными гостями на концерте. Вместо них вип-места заняли магнитогорские чиновники. Единственные, кому достались социальные «халявные билеты», были восемь инвалидов-колясочников и восемь лиц, сопровождавших их. Изначально в Концертном объединении заявили, что билеты для ветеранов выделены, однако не смогли уточнить их количество. А в управлении соцзащиты городской администрации нам пояснили, что бесплатные билеты поступили только для инвалидов-колясочников, и то из-за настоятельной просьбы руководителя Правобережного общества инвалидов Алексея Рогалина. Во дворце С. Орджоникидзе, где прошёл концерт, мы также не заметили ни одного ветерана.