
Будущие учителя иностранного языка пятикурсницы Ильгиза Янгильдина, Дарья Андреева, Анна Сидорова, Анастасия Грошева и четырехкурсница Елена Дремина, обучающаяся на переводчика, слушали курсы лекций в Федеральном аграрном университете г. Ресифе штата Пернамбуко. Обучались они на факультете Letras как филологи, изучая, помимо других дисциплин, английский и португальский языки. Кроме того, принимающая сторона предложила девушкам самим попрактиковаться в преподавании, на что они с радостью согласились. Таким образом, с утра они усердно трудились в качестве студенток, а два дня в неделю после своих занятий сами перевоплощались в преподавателей.
Ильгиза Янгильдина:
– Я преподавала немецкий, мне очень понравилось, первый урок прошел очень интересно. Я не знала, на каком языке общаться с аудиторий, спросила, знают ли они английский, они ответили утвердительно. И в свою очередь полюбопытствовали: «А Вы кто?» Отвечаю: «Я ваш новый учитель». Они спрашивают: «А сколько Вам лет?» «21», – отвечаю. А в аудитории были люди гораздо старше меня. Но ничего, я их учила немецкому все четыре месяца, и они слушали, обучались.
Анна Сидорова:
– Для меня это было что-то невероятное. Я, помимо обучения, преподавала русский язык бразильским студентам. Преподавать на английском свой родной язык тем, для кого он иностранный, причем плохо владея португальским, было невероятно сложно, но очень интересно. Мне удалось посмотреть на родной язык с другой стороны: я знала, что он сложный, но не знала, что настолько. После этой поездки у меня кардинально поменя-лись планы на жизнь, я поняла, что хочу преподаватель русский язык иностранцам.
Дарья Андреева:
– Обучение за рубежом – это приобретение большого профессионального и жизненного опыта. И если нам представилась такая счастливая возможность, то нельзя было ею не воспользоваться. Также мы завели там много новых друзей. А это очень важно – создание контактов с зарубежными студентами. Удалось узнать много нового о Бразилии, ее культуре, истории, традициях. Попасть в другую страну, оказаться в окружении людей с другим языком, привычками, особенностями, жить и общаться с ними – это такая школа жизни! И ее стоит пройти каждому заинтересованному в этом молодому человеку. Даже если придется так же, как нам, самим оплачивать такую поездку. Когда есть цель, можно найти средства, чтобы ее достичь. Причем, не обязательно за счет родителей ее реализовывать. У меня есть друзья, которые сами зарабатывают на реализацию своих планов.
Анастасия Грошева:
– По большей части все планируемое мне удалось осуществить. Базовым уровнем португальского я овладела. Возможно, еще и потому, что проявляла настойчивость: купила себе книгу на португальском и постоянно обращалась к бразильским друзьям за разъяснениями того или иного слова, словосочетания.
Елена Дремина:
– Съездить на учебу за границу – это очень престижно. Это расширяет твой кругозор, помогает тебе самоутвердиться в жизни. Такой колоссальный жизненный опыт, который получаешь при этом, ни с чем не сравнить. Я думаю, что свою дальнейшую профессиональную жизнь свяжу с португальским и французским, потому что английский язык сейчас знает очень большое число людей, этим уже никого не удивишь. А сейчас ак-тивно развивается коалиция стран БРИКС, и у нас многие компании сотрудничают с Бразилией, возможно, им понадобятся переводчики, которые владеют португальским языком.
Евгения Москвина, студентка выпускного курса, будущая воспитатель детского сада и Мария Заболуева, четверокурсница, которая станет учителем начальных классов и информатики, в это же время проходили обучение в университете UNESC города Крисиума, штат Санта Катарина. Им тоже, помимо учебы, представилась возможность попрактиковаться в роли учителя. Они обучали своих слушателей русскому языку.
Евгения Москвина:
– Я думала, что за четыре месяца мне удастся заговорить на португальском, но это оказалось слишком сложно. Хотя я и готовилась к поездке, осваивала португальский разговорник, но, тем не менее, к сожалению, не заговорила. Хотя и ближе к концу нашего пребывания в Бразилии мы стали уже лучше понимать их речь. Обучение у нас велось тоже на португальском, так как англоговорящих преподавателей по нужным нам предметам в этом вузе не оказалось. Если нам что-то совсем было непонятно, помогали одногруппники, владевшие английским, они нам объясняли.
Мария Заболуева:
– Город, в котором мы жили, очень красивый уютный, много зелени, цветов, буйная яркая расти-тельность, чистейший воздух, несмотря на то, что в нем развита промышленность, хорошо налажено производство керамики. Он находится в 40 км от гор и 24 км от Атлантического океана. Этим все сказано.
Вся семерка в полном восторге от поездки. Им полюбилась эта страна, ее люди, которых, хотя и отличает чрезмерная лень и необязательность, но друзья они отменные, и вообще очень позитивный, открытый, общительный народ, готовый своих гостей обнимать, целовать, чуть ли не на руках носить. Очаровала тамошняя природа, достопримечательности (одна статуя Христа Искупителя на горе Корковадо чего стоит!), праздники и карнавалы. Впечатлений настолько много, что девчата очень бы хотели еще раз побывать в Бразилии. А вообще все они в один голос говорят, что студентам необходимо участвовать в таких программах, правда, тем, кто действительно в этом заинтересован.
Анна Картавцева