
В исследовании приняли участие представители 15 стран мира, представляющих разные континенты и культуры. Руководитель исследования доктор Дэвид Хью-Джонс совместно со своими коллегами привлек к международному исследованию 1500 человек – жителей Бразилии, Аргентины, Греции, Дании, Китая, Индии, Португалии, США, России, Швейцарии, Турции, Южной Кореи, ЮАР и Японии. Всем участникам эксперимента нужно было выйти в Интернет (эксперимент проводился дистанционно) и честно ответить на вопросы.
В ходе первого эксперимента участники должны были подбрасывать вверх монетку и ловить ее рукой, сообщая после этого результат: «решка» выпала или «орел». Данные нужно было отмечать, при этом инициаторы эксперимента оплачивали его результаты деньгами. За выпавшую «решку» полагалось 5 долларов, а за «орел» – ничего. Ученые рассуждали следующим образом: вполне вероятно, что участники будут говорить неправду, чтобы заработать больше денег, то есть, чаще говорить, что выпала «решка», даже если выпадет «орел». На это и был рассчитан эксперимент для выявления степени обмана. По теории вероятности «орел» и «решка» выпадают с соотношением 50%:50%. Из этого среднего результата и исходили исследователи при подсчете результатов. Другими словами, все, что участники насчитали себе в плюс более 50%, считали обманом. Чем процент выше, тем человека считали более лживым. В итоге оказалось, что самыми бесчестными на нашей планете являются жители Дальнего Востока. У китайцев «решка» выпадала в 80% случаях, у корейцев и японцев – в 75%. Педантично честными оказались жители Британии и ЮАР – у этих участников эксперимента «решка» выпадала в 51-52% случаях, что свидетельствует об их искренности и отсутствии алчности. Россияне оказались на 10-м месте по честности с показателем 70%.
В ходе второго эксперимента участники должны были ответить на музыкальные вопросы. Вопросы задавались довольно сложные, такие, на которые самостоятельно ответить, не прибегая к энциклопедическим словарям, было невозможно. Однако исследователи просили не делать этого, а отвечать, как подсказывает интуиция. За верные ответы опять же полагалось вознаграждение. Механизм оценки честности был подобен предыдущему: правильно ответившие на максимальное количество вопросов признавались врунами. В итоге самыми честными неожиданно оказались японцы, а нечестными – турки. Россия по-прежнему осталась на непочетном 10-м месте. Британцы подтвердили свою честность, заняв второе место. Свое амплуа бесчестных лгунов подтвердили также китайцы, занявшие предпоследнее место по честности. В случае с непостоянством японцев, переметнувшихся из нечестных в честные, ученые пришли к выводу, что они готовы врать, но не склонны мухлевать. Что касается китайцев – те с удовольствием и врут и мухлюют. Таким образом, ученые сделали вывод, что честность людей зависит от страны и среды проживания, однако основная причина такого явления пока не выяснена.