Учёные обнаружили следы морфина на рукописи романа «Мастер и Маргарита»

Итальянские и израильские исследователи изучили белки и органические вещества, собранные с поверхности десяти страниц рукописи романа «Мастер и Маргарита». Исследование опубликовано в Journal of Proteomics, сообщает научный портал «Чердак».

Учёные обнаружили следы морфина на рукописи романа «Мастер и Маргарита»

«Мастер и Маргарита» — одно из наиболее известных произведений Михаила Булгакова, над которым он работал в последние годы своей жизни. Ранее считалось, что к тому времени он уже перестал употреблять морфий, однако новое исследование опровергает это предположение.

В своей работе ученые анализировали 10 случайным образом выбранных страниц из 127 черновиков, которые сохранились в собрании Российской государственной библиотеки и частных коллекциях по всему миру. Для сбора материала с поверхности применяли смесь двух типов небольших (диаметром около 10 мкм) частиц, которые имели разную физико-химическую основу взаимодействия с веществом. Такой подход обеспечил большую полноту «впитывания» вещества с поверхности рукописей. Смесь оставляли на страницах в течение часа, а затем собранные вещества хроматографически разделяли и проводили масс-спектрометрический анализ. Для контроля ученые брали раствор чистого морфина.

Результаты измерений показали, что отдельные страницы «Мастера и Маргариты» содержат до 100 нг/см2 морфина. Ученые полагают, что наркотик мог попасть на страницы двумя путями: через слюну и отпечатки пальцев автора (в случае приема внутрь) или только через отпечатки (при выделении с потом). Также на масс-спектрах образцов заметны пики, которые соответствуют не только морфину, но и продуктам его разложения в организме.

Некоторые страницы, к примеру эпизод с диалогом между Иешуа и Пилатом, содержат довольно небольшое количество морфина — около 5 нг/см2. В то же время другие части, над которыми писатель подолгу трудился и не один раз переписывал, содержат достаточно высокие концентрации вещества. Так, на странице с планом романа обнаружено до 100 нг/см2 морфина.
Исследователи полагают, что Булгаков использовал морфий в качестве обезболивающего, поскольку на бумаге были также обнаружены три белка, которые указывают на развитие нефротического синдрома, которым страдал писатель. Исследователи считают маловероятной гипотезу, что наркотик употребляли служащие тайной полиции, к которым попала рукопись после конфискации. По мнению ученых, для них более характерно употребление тяжелых веществ.

Как долго простят ледовые городки в Магнитогорске?

Горожанам не стоит беспокоиться из-за внезапно начавшейся оттепели, утверждает подрядчик.

Как долго простят ледовые городки в Магнитогорске?

Прогноз погоды

Во вторник, 26 января, ожидается значительная облачность. Температура воздуха днём составит минус 4-5 градусов, ночью — минус 5. Ветер подует с юго-запада со скоростью 3-7 м/с. Осадков не ожидается.

Прогноз погоды

В Магнитогорске мужчина бросил на остановке пакет с коноплей

Он увидел полицейских и, видимо, испугался. Внутри него было обнаружено более 335 граммов наркотиков.

В Магнитогорске мужчина бросил на остановке пакет с коноплей

Сотрудники ГИБДД выйдут в рейд

Профилактическое мероприятие пройдёт 26 января.

Сотрудники ГИБДД выйдут в рейд

В Магнитогорске оштрафовали директора бара за то, что посетители курили кальян

Всего за прошедшие выходные нарушителям санитарных правил выписали 78 протоколов.

В Магнитогорске оштрафовали директора бара за то, что посетители курили кальян

В Магнитогорске на месте аварийного садика может появиться спортплощадка

Сейчас решается судьба здания дошкольных групп в посёлке Цементников.

В Магнитогорске на месте аварийного садика может появиться спортплощадка