Шесть часов вечера. Офис страховой компании закрыт. Однако, Елену этот факт не смущает. Чтобы получить обязательную «автогражданку», женщина готова нести караул и днем и ночью. В руках драгоценная тетрадь. В ней – список претендентов на полис. Он расписан вплоть до пятницы Через пару часов Елену сменит другой постовой. Через час третий. И так до самого открытия.
«Дежурим, охраняем список, чтобы завтра получить талон, – рассказывает Елена Андреева. – Утром идет перекличка, кто не пришел – вычеркивают, очередь передвигается».
А это уже девять часов утра. На крыльце офиса столпотворение. Возмущенные автовладельцы ожидают своей очереди. И не по одному дню. Иван Леонтьевич здесь с восьми утра. Рассказывает, такая суматоха наблюдается во многих страховых компаниях.
«Я и вчера был. Отмечаться надо вечером и утром», – возмущается Иван Клопов.
О сложившейся ситуации в офисе компании знают. От комментариев не отказываются. Говорят, вышестоящее руководство распорядилось выдавать всего по 50 талонов в день.
«Мы получаем столько бланков, сколько необходимо. Работая в том же режиме поток резко увеличился, руководство приняло введение талонов на систему», – рассказывает Елена Петращук, заместитель директора филиала страховой компании в Магнитогорске.
Ситуация повторяется. Юристы вспоминают, ровно, как и два года назад, сейчас страховые компании сетуют на дефицит бланков, а некоторые навязывают дополнительные услуги, предлагая застраховать квартиру или жизнь. Что противоречит закону и нарушает права граждан.
«Наш регион лидер по убыткам, которые возникают у страховых компаний, поэтому невыгодно работать по ОСАГО на территории нашего региона, искусственный ажиотаж в целях продать гражданам услуг», – поясняет юрист Авак Зурначян.
По словам юриста, в настоящее время контролирующие органы проводят проверку. Несколько фактов нарушений антимонопольщиками уже зафиксированы. Два года назад 18 нерадивых страховщиков, вступивших в сговор, были оштрафованы на сумму 32 миллиона рублей. Какой будет реакция на этот раз, говорить пока рано. На официальном сайте ведомства проводится опрос автомобилистов, чьи права были нарушены. Ссылаясь на букву закона, юристы пытаются найти пути решения.
«Гражданский кодекс предусматривает направление заказным письмом с уведомлением в адрес страховой компании. И по истечении 30 дней обязана заключить договор гражданином», – говорит юрист Авак Зурначян.
А еще автомобилисты могут оформить электронный полис. Сейчас эту слугу предоставляют лишь несколько компаний. Однако с 2017 года – обяжут все. Чуть раньше можно будет воспользоваться помощью агента Российского союза автостраховщиков. Он будет наделен правом продавать полисы любой страховой компании. Первые три агента начнут работать с 1 июня. А пока из сложившейся ситуации магнитогорцы ищут выход самостоятельно. Некоторые объединили усилия и организовали трансфер в другой город. Там с оформлением ОСАГО проблем нет.