В этой связи специлисты разъясняют, что применить меры административного воздействия в отношении исполнителей зрелищных услуг за отмену мероприятия, а так же отказ возместить убытки потребителю не представляется возможным, поскольку законодательством Российской Федерации не установлена административная ответственность за такие нарушения прав потребителей. Спор, возможно, разрешить исключительно в рамках гражданского судопроизводства.
Если мероприятие не состоялось по независящим от потребителей причинам, зритель имеет право вернуть билет в любое время и требовать возмещения убытков, причиненных вследствие неисполнения обязательств по договору.
В исковом заявлении потребитель вправе потребовать возврата уплаченной за билеты суммы, неустойку за просрочку возврата денег за билеты, уплату процентов за пользование чужими денежными средствами, понесенные убытки, компенсацию морального вреда. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (ч. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
В случае реализации права на судебную защиту потребитель в соответствии пунктом 5 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» имеет право обратиться в суд с ходатайством о привлечении Управления Роспотребнадзора по Челябинской области для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.
Алгоритм действий потребителя:
1. В письменной форме необходимо обратиться в кассу организации, где был приобретен билет. Заявление оформляется в 2-х экземплярах (на экземпляре который остается у потребителя, должна быть отметка организации о получении претензии).
2. О своем намерении сдать билет и получить назад уплаченные за несостоявшееся мероприятие деньги можно поставить в известность и организатора мероприятия. Письменная претензия также составляется в 2-х экземплярах и направляется по адресу организатора зрелищного мероприятия (как правило, адрес организатора указывается в билете).
3. Если в организации отказываются принимать заявление, необходимо отправить документ заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
3. Требование потребителя о возврате денежных средств подлежит удовлетворению в течение 10 дней.
4. Возврат денежных средств по билетам осуществляется в размере полной стоимости билета.
5. Если потребителю отказано в возврате денег (письменный ответ на претензию), то потребитель может обратиться с иском в суд по месту своего жительства, по месту нахождения организации (ответчика) или по месту приобретения билетов (по выбору потребителя). При этом потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.