Всероссийский центр изучения общественного мнения специально к этому событию подготовил исследование отношения россиян к СМИ и выявил пять основных фактов медиапотребления.
№ 1. «Телевидение VS интернет: в борьбе за аудиторию». Главным источником новостей о событиях в стране для большинства наших сограждан по-прежнему остается телевидение, однако его популярность снижается: за год популярность упала на 5%. В то же время интернет (включая информационные сайты, социальные сети и блоги) сегодня используют для поиска новостных материалов 27% всех опрошенных. Здесь рост составил 5%. Однако можно предположить, что в дальнейшем это число будет только расти, поскольку уже сегодня сеть является главным источником новостей для 62% 18-24-летних, 47% 25-34-летних.
№ 2. «TV – «зомбоящик» или окно в мир?». Оценка воздействия ТВ на зрителей за последние 25 лет ухудшилась. Так, если 28 лет назад 73% считали, что телевидение повышает моральный уровень людей, то сегодня об этом говорят 46%. В то же время в пять раз стало больше тех, кто отмечает ухудшение нравственности общества под воздействием просмотра телеканалов. Каждый третий россиян уверен: если в течение месяца люди не смогут смотреть телевизор, это пойдет им лишь на пользу, однако 51% респондентов думают, что это все же будет значимой потерей.
№ 3. «СМИ: доверяй, но проверяй?». Несмотря на снижение интереса, телепередачи центральных каналов остаются в лидерах рейтинга доверия средствам массовой информации: три четверти россиян (75%) им верят. Показатель региональных ТВ ниже (65%). Другие же СМИ вызывают доверие менее чем у половины опрошенных, а абсолютными аутсайдерами являются зарубежные телепередачи, газеты, журналы и т.д.: им доверяют только 15% наших сограждан. Интересно, что группа доверяющих традиционным СМИ практически не верит новым медиа, в то время, как группа доверяющих новым СМИ при определенных условиях готова верить и традиционным.
№ 4. «Новости: о принципе объективности». Объективность освещения информации, по мнению населения, зависит от тематики: если новостные материалы о природных катаклизмах, а также деятельности главы государства и положения России на мировой арене более половины граждан считают скорее непредвзятыми, то в отношении других тем (положение дел в экономике, деятельность оппозиции и др.) подобного единодушия уже не наблюдается.
№ 5. «Печатные и электронные материалы – будущее рассудит?». В настоящее время печатные СМИ читают около трех четвертей наших сограждан (77%): в том числе 12% - ежедневно, 31% - два-три дня в неделю, 26% - пару раз в месяц, 8% - хотя бы несколько раз в год. Интернет-версии печатных изданий пользуются меньшей популярностью – к ним обращаются 58% опрошенных (однако доля ежедневной аудитории выше, чем у бумажных аналогов – 18%). Прессу чаще читают люди пенсионного возраста – 84% (против 61% от 18 до 24 лет), тогда как онлайн-пользователи СМИ – это скорее молодежь – 80% 18-24-летних (против 29% старше 60 лет). Большинство наших сограждан признались, что не готовы совсем отказаться от бумажных СМИ. Однако доля тех, кто заявил, что может полностью перейти на чтение электронных медиа, уже составляет 17%. Представители молодежных групп выражают подобную решимость в два раза чаще, тогда как люди пенсионного возраста, напротив, крайне редко.
«Революция в сфере потребления медиа происходит в течение последних десятилетий на наших глазах, и данные исследований ВЦИОМ лишь подтверждают тенденцию ухода большой части молодой аудитории в потребление информации через интернет, отказ от печатных изданий, гаджетомании. И если ранее традиционные источники информации (в первую очередь ТВ), по мнению наших граждан, считались более объективными и заслуживающими доверия, то и этот показатель в последние годы снижается. Еще один тренд: в зависимости от предпочтений человека, от его мотивации потребления, медиа предлагают разные каналы доставки и форматы, все более индивидуализированные», – комментирует генеральный директор Фонда ВЦИОМ, кандидат психологических наук Константин Абрамов.