Профессиональные этические нормы учителей обязывают быть беспристрастным, объективным, не выделять отдельных школьников и ни в коем случае не срываться и не ругать одного ученика перед всем классом. Тем не менее случается, что учитель открыто начинает унижать своего ученика, поощряет издевательство над ним в классе. В таком случае необходимо вовремя среагировать уже родителям школьника, на которого ополчился педагог.
Все мы знаем что должен и чего не должен делать учитель, но какое при этом давление оказывается на самих педагогов? Легко ли соблюдать учителю все правила и с улыбкой рассказывать тему урока детям, которые мечтают только об одном: скорее отправиться гулять? С какими трудностями сталкиваются учителя? Магнитогорские преподаватели честно рассказали о своей работе:
«Ей богу, иногда останавливает только Уголовный Кодекс! Ни замечания, ни повышение голоса долгосрочного эффекта не дают. К тому же на стороне юных сорванцов часто стоят родители, готовые чуть что обращаться в администрацию и суд. Я понимаю, что они своего ребенка не дадут в обиду, это правильно, но я ведь тоже взрослый человек, с высшим образованием, в конце концов. Основы педагогики и психологии – это то, с чего начинают свою подготовку все студенты педвузов. Так почему мой голос оказывается менее авторитетным? В случае каких-то разногласий родители звонят МНЕ и выясняют отношения СО МНОЙ, а не со своим ребенком. Дети чувствуют это покровительство, свою безнаказанность и ведут себя еще хуже»., - поделилась с нашим сайтом учитель школы № 40.
Ксения Александрова, педагог 21 школы отметила: «На уроках происходило многое, и многое решалось через завучей и директора. Трудным ученикам легко вывести из себя учителя, и сбить его с толку, особенно если учитель молод и амбициозен. Главное не вступать с такими учениками в спор, ведь именно этого они и добиваются, чтобы в дальнейшем именно таким образом срывать уроки. Кричать и доказывать что-то, читать лекции о важности образования абсолютно бесполезно, т.к. их только забавляет то, что учитель уже весь разъяренный и нервный, поэтому спокойствие, только спокойствие. Я пришла к такому выводу что, лучший способ защиты от таких учеников это чувство юмора и смекалка. За 4 года работы в школе повидала я таких «замечательных» учеников, могла и высказаться резко, накричать, выгнать из кабинета и сказать все что я о них думаю, и только в последние 2 года стараюсь либо не обращать внимания, либо подшучивать над ними. Вообще мне кажется что молодым учителям сложнее работать в школе, т.к. очень многие ученики просто не видят в тебе полноценного, опытного и взрослого человека, и не просто человека, а именно учителя».
Не всегда в проблемах ребёнка виноваты учителя, возрастные особенности, переходный возраст – может быть множество причин.Главное найти время выслушать и попытаться вместе с ребенком разобраться в истоках проблемы.
Юлия Царева, заведующая консультативным отделением МУ Центр социальной помощи семье и детям г. Магнитогорска рассказала нашему сайту как правильно реагировать на конфликты в школе:
«Стоит отметить, что конфликтующие стороны находятся в «разных весовых категориях»: ребенок более уязвим, он еще только получает знания, а педагог обладает большим опытом и багажом знаний и, помимо учебной деятельности, должен транслировать детям соблюдение морально-нравственных принципов и норм. В ситуации острого конфликта решать вопрос необходимо на уровне взрослый - взрослый. Сторону ребенка должны представлять родители. Стоит сначала разобраться в ситуации. Даже если ребенок не прав, ему нужна поддержка значимых для него людей. Надо дать возможность рассказать все так, как он это видит, и выслушать спокойно и без критики. Для урегулирования ситуации необходим диалог. Чаще негативные проявления уходят, если родитель поговорит с педагогом и с ребенком и они совместно найдут оптимальный и всех устраивающий выход. Другой стороной этой проблемы может быть конфликт, основанный на личной неприязни, возникшей между учеником и учителем. Здесь трудно найти логические объяснения происходящего, и ребенку действительно нужна самая настоящая защита. Решение таких конфликтов необходимо выводить на официальный уровень, подключать администрацию школы. Родителям следует помнить, что ребенок развивается в максимально безопасной и гармоничной среде, переживание сильных и затяжных негативных эмоций тормозит развитие ребенка в различных сферах – это не только эмоции, страх парализует и другие виды активности. Многочисленные исследования психологов показали, что человек, который испытывал негативное отношение и агрессию к себе в детстве, часто в будущем может действовать так же по отношению к тем людям, что окажутся рядом или будут зависеть от него. Страх порождает страх, агрессия порождает агрессию, но взрослые люди в силах справиться с подобными проявлениями и изменить ситуацию в позитивном направлении. Задача любого родителя найти решение и защитить своего ребенка. Это не говорит о том, что ребенку надо разрешать все, но «разбор полетов» следует проводить после того, как родитель показал, что он ценит и защищает своё чадо».
Противостояние отцов и детей, старшего и младшего поколения, наверное, одна из вечных проблем нашего общества. Всегда будут возникать конфликты, дети будут искать «слабое место», испытывать на прочность всех взрослых в своем окружении. Ну а взрослые, в свою очередь, всегда будут поучать подростков и пытаться делиться своим жизненным опытом. Вот такой своеобразный круговорот. В чем бы не обвиняли учителей и каким бы ужасным не казалось подрастающее поколение, все это уже когда-то было. Со всеми этими проблемами уже сталкивались наши бабушки и дедушки. Стоит помнить, что нет неразрешимых конфликтов, и как говорят психологи, все поможет решить обычный диалог.