«Буратино» - Уральская аномалия
Они не виделись много лет. И после большого перерыва снова вместе. Теплая встреча, воспоминания о минувших годах. За пару часов до праздничного «капустника» в театре состоялась пресс-конференция. Перед журналистами предстали маститые гости - первый директор «Буратино» Тамара Либерман, его основатель и первый главный режиссер театра Виктор Шрайман, ведущий актер Евгений Терлецкий и другие почетные участники «круглого стола». И сразу к оппонентам вопрос: изменился ли театр за последние годы?
- Хорошо помню старое здание. Оно не сразу стало родным: обшарпанное помещение, рядом с которым соседствовали кафе, химчистка. Но стоит отметить, что уже тогда магнитогорский театр куклы и актера называли Уральской аномалией. Он стал знаменит и любим публикой, - говорит заведующая кабинетом театров для детей и театров кукол СТД РФ Ольга Глазунова.
«А какой был Шакал!»
Все началось теперь уже в далеком 1972 году. Однако днем рождения «Буратино» принято считать 7 февраля 1973-го. Именно в этот день состоялась премьера спектакля для юных зрителей «Необыкновенные приключения Буратино и его друзей». Джузеппе, Дуремар, Пьеро… Одновременно пять ролей в первой постановке сыграл Евгений Терлецкий. Впрочем, горожане знают его еще как Мюнхгаузена, Глюма, Шакала и по другим ярким ролям. Магнитогорскому дому кукол артист прослужил 18 лет. Сегодня ведущий актер театра «Гешер» живет в Израиле.
- В «Буратино» я был десять лет назад. И могу сказать, что сейчас в театре стало гораздо теплее. А спектакли я еще посмотрю, - говорит Евгений Терлецкий.
«В театре можно все!»
Когда служители театра почувствовали славу - точно сказать они не могут. Говорят, им некогда было думать об этом. Они заканчивали одну работу, а потом жадно принимались за другую. «Мы ловили кайф от творчества!»
На встрече с журналистами Виктор Шрайман вспомнил поездку на международный фестиваль в Польшу. Говорит, она изменила его жизнь:
«Я понял: в театре можно все! Приехал словно другим человеком».
Говорили и о том времени, когда новаторство, казалось бы, воспринималось в штыки. Однако прямых запретов тогда не было, говорят участники. Поступали некоторые указания, с которыми нельзя было спорить.
- Спектакль «Слон». Его было страшно репетировать. Там герой говорит: «Или к черту в зубы или в партию? Все равно помирать». В контексте того времени это было не смешно. Министерство культуры вмешивалось в работу. Оно считало, что мы выходим из колыбели чистого театра кукол. А на самом деле мы создавали театр синтеза, где использовались средства драматического, музыкального, пластического театров, - говорит Виктор Львович.
В завершение встречи Тамара Либерман достала подарок - толстый альбом, в котором бережно собраны фотографии и вырезки из газет. На них лица и строчки любимых артистов, а также события, связанные с их театральной жизнью.
«45 - с нами Ягодкин опять...»
А потом начался «капустник». На сцене актеры играли, шутили и вспоминали курьезные случаи из жизни. Например, Евгений Терлецкий после спектакля очень долго выходил из образа и часто приходил домой в гриме. А еще с его помощью была выведена формула работы с куклой:
«А теперь начнем занятие,
Мне он строго говорит:
- Видишь куклу, лезь под платье,
Там нащупаешь гапит,
Только кукле влез под шмотку -
Ей над головой тряси
И слова раздельно четко тряске в такт произноси».
В этот вечер театр принимал поздравления и подарки. Одним из них стала скульптурная композиция «Буратино». Ее город пообещал установить в этом юбилейном году.