По замыслу авторов проекта, в магазине будут использоваться RFID-технологии: на товарах поставят специальные метки, с которых информация будет считываться бесконтактным путем. Такая система позволит значительно сократить численность персонала и ускорить процесс обслуживания. Полки с продуктами должны будут пополняться автоматически, а вместо касс поставят специальные рамки, считывающие информацию с чипов.
«Предполагается реализация типового проекта по строительству «магазина будущего» в трех субъектах федерации с адаптацией с учетом особенностей местного рынка и условий строительства и эксплуатации магазина», — говорится в концепции.
В планах открытие тестового варианта «магазина будущего» уже через год - летом 2013ого. Магазин будет работать в московском офисе компании X5 Retail Group, поначалу его смогут посещать лишь сотрудники компании и гости офиса. А спустя год он откроет двери для всех. Ещё два таких магазина откроются в регионах — в Татарстане и Томской области. В ноябре этого года будут определены точные места их расположения, в апреле 2014-го планируют заключить договор на эксплуатацию.
Почему повезло именно этим регионам?
Татарстан считается одним из самых технологических регионов России. Министерство информатизации поставило для себя основной задачей перевод государственных услуг в электронный вид. По данным министерства, у 85% населения республики есть доступ к 3G. В стратегии развития Томской области до 2020 года инновационный сектор экономики назван основным фактором развития.
Кроме того, в «Роснано» уверены - через два года в России начнется массовое использование мобильных телефонов в качестве кошельков, а потому подобные магазины ждет большой успех. Но эксперты считают иначе. По их мнению, Россия ещё не готова к использованию таких технологий. Основных проблем две. Во-первых, RFID-метки пока что не считываются с товаров в фольге и с алюминиевых банок. Во-вторых, россияне ещё не готовы к массовому использованию подобных передовых технологий. Большинство граждан по-прежнему используют наличные вместо банковских карт, не говоря уж о телефонах.
«В конце 2013 года у нас, возможно, будет запущен тестовый проект по мобильному банкингу. Надо доработать технологическую базу и подготовить потребителей, они должны сами захотеть поменять свою модель поведения. Уже есть определенный сегмент потребителей, готовых этим пользоваться. Но бизнесом это станет, когда захотят миллионы», - рассказал «Маркеру» заместитель председателя правления «Связного банка» Евгений Давыдович.
Умные технологие уже используются в некоторых супермаркетах. Так, например, американская сеть Wal-Mart в 2002 году открыла «Умную полку» - систему, отслеживающую наличие товара на полках. В случае его отсутствия, она сообщала о необходимости привести новую партию. Спустя 6 лет подобному примеру последовала и сеть Metro Cash and Carry.