Многие из вас уже наверняка не раз слышали о таком понятии, как «ментальная арифметика». Но что это такое? Для чего она нужна современным детям и как изменились методики преподавания этой науки со временем? Давайте разбираться вместе.
Древняя наука или современные технологии
Ментальная арифметика, как и счеты соробан, появилась еще в Древнем Востоке. В основе арифметических действий — использование специальных счетов абакус. Но почему же спустя тысячелетия и сегодня, казалось бы, примитивный инструмент так популярен, а главное, его использование приносит свои плоды?
Суть скоростного счета соробан заключается в том, что в процессе обучения ребенок не просто учиться выполнять математические действия сложения, вычитания, умножения и деления, но и тренирует собственный мозг, расширяя его возможности.
На первый взгляд, это звучит банально и просто, ведь развивать наш мозг может что угодно. На самом деле польза ментальной арифметики уникальна, так как она заставляет задействовать в процессе работы те части мозга, которые без специальных тренировок просто не функционируют.
В качестве основного инструмента изначально в ментальной арифметике используются древние счеты абакус. Со временем, когда ребенок овладевает методикой математических действий, все решения переходят в плоскость воображения: теперь уже в уме необходимо представлять счетный инструмент. Отсюда и название «ментальная арифметика».
Ребенок сначала представляет число в виде цифр и считывает его левым полушарием. Затем представляет его на абакусе с помощью правого полушария. Совершив действие, снова переводит его в число, задействуя вновь левое полушарие.
От быстрого счета к уверенной личности
Уроки ментальной арифметики не только призваны научить ребенка быстро и легко считать, а также раскрывать скрытые интеллектуальные возможности, но и развиваться как цельная гармоничная личность.
Дело в том, что, научившись выполнять арифметические действия быстро в уме, ученик воспринимает это как успех и выполненную цель. Более того, он понимает, что делает это лучше других. Таким образом, уже с малых лет юный счетовод привыкает быть успешным и уверенным в своих силах. Теперь ему легко ставить и другие цели перед собой и выполнять их. Тем более, что мозг его благодаря ментальной арифметике работает с использованием дополнительных ресурсов.
Такой подход к делу и формирует у ребенка характер, а также возможность смотреть на привычные вещи под иным углом и находить другие пути решения различных задач и достижения целей.
Кому полезны занятия соробан?
Практика школ ментальной арифметики, в том числе и в Магнитогорске, показала: на занятия соробан приходят дети с разными проблемами или успехами.
Так, популярными причинами у родителей, почему они приводят свое чадо на занятия ментальной арифметикой, являются:
* проблемы со школьной программой;
* неусидчивость;
* плохая память;
* неумение концентрировать внимание.
Но есть среди желающих овладеть навыками соробан и те, кто проявляет с ранних лет математические способности и отличается недюжинным умом и сообразительностью.
Преподаватели ментальной арифметики уверены: соробан подходит обеим категориям деток, ведь независимо от умственных и эмоциональных возможностей любой ребенок, овладевая методикой ментальной арифметики, за счет развития всех психических процессов совершенствует у себя:
- интеллектуальные возможности,
- концентрацию внимания,
- память, в том числе и фотографическую,
- скорость зрительного восприятия,
- усидчивость,
- пространственное мышление,
- фантазию,
- речь,
- мелкую моторику рук.
При этом, если наработать нейронные связи в детском возрасте, то они будут работать и в течение всей жизни.
Сохраняя традиции, использовать современные методики
Говорят, все новое — это хорошо забытое старое. Конечно, ментальную арифметику никто не забывал в тех странах, где она появилась. Но лишь в 1993 году соробан стал активно покорять весь остальной мир.
На Востоке (в Китае и Японии) ментальной арифметикой и по сей день занимаются в рамках обычной школьной программы, а уроки длятся в течение нескольких лет. Однако для европейских школьников такой подход оказался достаточно скучным и затянутым, а потому специалистам пришлось искать пути решения проблемы. Тогда-то и были разработаны собственные методики и создана так называемая школа улучшенной ментальной арифметики. Действует школа и в Магнитогорске.
Занятия в школе ментальной арифметики — это рассчитанная на разный возраст программа обучения, ведь заниматься соробан могут ребята уже с пяти лет. Для самых юных математиков уроки проходят в игровой форме. Да и более старшим ребятам нет необходимости «зубрить» непонятные формулы, правила и термины. При этом одним счетом на абакусе занятия не ограничиваются, ведь в школе ментальной арифметики в Магнитогорске применяется уникальная система преподавания с использованием мультимедийных материалов, компьютерных игр-тренажеров и анимационных заданий, что позволяет легко вовлекать детей в образовательный процесс, не причиняя им какого-то дискомфорта.
На пути к успеху с соробан
Мы уже говорили о том, что занятия ментальной арифметикой — это не просто обучение устному счету. Это целый комплексный подход к гармоничному развитию интеллекта подрастающего поколения.
Для достижения наилучшего результата школа ментальной арифметики в Магнитогорске придерживается общепринятых принципов работы с детьми:
- Повторение — мать учения, гласит народная мудрость. Поэтому один из основных принципов в нашей работе — регулярные упражнения, ведь результат буден виден только тогда, когда мозг получает систематические нагрузки и привыкает их выполнять в той или иной последовательности.
- Занятия должны приносить не только пользу, но и радость ученику. Если ребенок чувствует дискомфорт во время образовательного процесса, то и получить от него желаемый результат будет проблематично. Потому в основе наших занятий — игровой формат, в ходе которого ученик получает положительные эмоции.
- Саморазвитие, а не оценки, лежат во главе угла. Прежде всего ребенок, обучаясь ментальной арифметике, видит собственные результаты, становится уверенным в собственных силах и не сомневается в своих возможностях. Добиваясь результатов, он входит в азарт, его энтузиазм к дальнейшему обучению возрастает, а следовательно, и улучшаются результаты дальнейшей работы.
Отметим, что школа ментальной арифметики в Магнитогорске имеет уникальную базу как в методическом, так и в материально-техническом плане. Поэтому постигать азы соробан здесь могут:
- дошкольники в возрасте 5-ти лет и старше;
- ученики начальной школы (с 1 по 4 класс);
- ребята «среднего звена» (5-6-классники).
Отметим, что занятия ментальной арифметикой в любом возрасте для ребенка становятся своеобразным флагманом в будущем, ведь, обучаясь необычному для многих способу устно считать, ребенок получает куда больше знаний и возможностей, чем кажется на первый взгляд. И можно говорить о том, что прошедшие школу ментальной арифметики дети в будущее смотрят с гордо поднятой головой и уверенностью в себе и своих силах.