Будем жить до 120 лет? Генетик рассказал о том, как работы ученых помогают разгадать загадку долголетия

Константин Крутовский ответил на вопрос, можно ли отменить старение.

Увеличение продолжительности жизни заботит не только ученых, но и простых людей. В России, по некоторым данным, половина мужчин не доживает до 65 лет. Для тех, кто хочет перешагнуть эту планку и встретить старость, разработана куча рекомендаций: отказ от вредных привычек, правильное питание, активный образ жизни. Как говорится, все для того, чтобы отсрочить старость.

В то же время ученые стремятся ответить на вопрос: а зачем вообще стареть? Генетик объяснил, может ли продолжительность жизни вырасти по 120 лет уже в ближайшее время и как в этом поможет корректировка возрастных мутаций.

Старение не запрограммировано в организме человека, уверен ведущий научный сотрудник Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН, профессор кафедры геномики и биоинформатики Сибирского федерального университета (СФУ), генетик Константин Крутовский.

Константин — сторонник мутационной теории старения. Мутации повреждают гены, а чем старше человек становится, тем больше мутаций происходит в его организме. А вот где произойдёт мутация и приведет ли к серьезным поломкам в репарационном механизме — дело случая.

Долгожители это просто везунчики: у них мутации тоже происходят, но не затрагивают важные участки генов. К таким выводам пришли специалисты, изучив клетки разных тканей тела долгожительницы из Нидерландов: Хендрике ван Андель-Шиппер родилась в 1890 году и умерла в 2005 году возрасте 115 лет. На момент смерти она была самой старой женщиной в мире. А при жизни Хендрике дала разрешение на использование ее тела для исследований.

Ученые обнаружили 450 мутаций в лейкоцитах женщины, при этом ни одна из них не была губительной. А вот теломеры были значительно короче, чем обычно.

Теломеры — это — концевые участки хромосом. Считает, что по их длине можно определить возраст человека.

Теломеры Андель-Шиппер, как и её кроветворные ткани, полностью израсходовали свой жизненный запас. А значит в этом случае можно говорить о том, что смерть наступила в прямом смысле от старости, говорит Константин Крутовский. И это при том, что женщина болела раком. Это заболевание, конечно, ускорило ее смерть, но ненамного, уверен генетик. В целом женщине очень повезло: до 100 лет у нее не было серьезных мутаций и хронических заболеваний. А первый рак обнаружили, когда она уже прожила век. Это был рак груди. Но и его успешно прооперировали. После этого мутации шли с обычной частотой. В конце концов произошел рак желудка с метастазами.

Говорит ли это, что человек в принципе может жить до 115 лет? Генетик уверен, что даже больше — до 120. Но как к этому прийти? Тут мы подходим к разговору о редактировании генов и генной терапии. Говоря об этом, человечество вступает на зыбкую почву с точки зрения этики. Широко известна история китайского биолога Хэ Цзянькуя.

Что он сделал? Биолог отредактировал ген двух девочек-близнецов с согласия их родителей — носителей ВИЧ. Китайский учёный помощью технологии CRISPR/Cas9 отредактировал ген CCR5 на стадии эмбрионального развития близняшек, чтобы сделать их устойчивыми к ВИЧ.

Что в итоге? Этот ген действительно важен для защиты организма от инфекций. Однако мутации в CCR5 могут сделать носителя уязвимым к другим заболеваниям, таким как вирусный гепатит или быстро развивающимся формам рака, например. Для этого и нужны клинические испытания, которых в случае с близнецами проведено не было. В 2019 власти Китая подтвердили рождение первых в мире генно-модицифированных людей, однако Хэ Цзянькуй был наказан: ученый выплатил огромный штраф и отправился в тюрьму.

— Большинство представителей научного сообщества осудили эти эксперименты, — отмечает Константин Крутовский в интервью изданию «Газета.RU». — Во-вторых, ученые сочли их неаккуратными — судя по материалам, которые Хэ представил на своем докладе в Гонконге, в геноме первых двух девочек оказались не совсем те изменения, что были задуманы, и к тому же, не все клетки в их организме оказались отредактированы.

Но есть и другой путь — регуляция экспрессии генов с помощью интерферирующей РНК. И этот способ уже используется для лечения амиотрофического бокового склероза, гемофилии, синдрома Дауна и других заболеваний, включая инфекционные. Правда, как говорит генетик, с переменным успехом.

Тут стоит отметить, что оба способа: и редактирование генов, и влияние на экспрессию — находятся на начальном этапе. Да, есть исследования, которые показали, что увеличение экспрессии генов, кодирующих теломеразы, может увеличить продолжительность жизни мышей и продлить жизнь клеток в культуре. Другие ученые обнаружили «ген долголетия»: люди с вариантом гена FOXO3 имеют меньше шансов с возрастом заболеть альцгеймером, диабетом и другими «возрастными» болезнями. Однако эти исследования являются лишь началом: впереди — долгая работа, дополнительные исследования, новые опыты и определение возможности клинического применения. Генной терапии старения предстоит пройти долгий путь.

Если говорить о втором подходе — влиянии на экспрессию генов — можно отметить работы, которые косвенно подтверждают поговорку «ты то, что ты ешь». По крайней мере, появляется всё больше работ, которые показывают, что РНК может попадать в клетки человека вместе с пищей и влиять на нас через регуляцию активности наших генов.

Сейчас вот китайцы большую работу проводят по лекарственным растениям. Раньше было непонятно, почему наблюдается лекарственный эффект, в чем он заключается. А сейчас в некоторых случаях показано, что короткая РНК этих растений влияет на экспрессию генов человека, которые связаны с той или иной патологией, и таким образом оказывает лечебное действие. Если это так, то ведь их можно синтезировать и принимать в виде лекарства, — объяснил Константин Крутовский.

Если получится создать средство, которое будет усиливать активность генов, связанных с репарационными механизмами, то можно уже будет говорить о «лекарстве от старости». Значит ли это, что старость можно отменить? В теории — да, считает ученый. «Но до этого пока далеко», — добавляет Константин Крутовский.

Новости без цензуры и эксклюзив — в нашем телеграм-канале. Если вы стали свидетелем чрезвычайного происшествия и у вас есть фото или видео — сообщайте нам в группу «ВКонтакте» «Магсити74 — новости. Магнитогорск (18+)» или по электронной почте 313304@bk.ru.

В Магнитогорске разыскивают пропавших пенсионеров

Информацию об этом опубликовали в группе ПСО «Легион спас 74»

В Магнитогорске разыскивают пропавших пенсионеров

В России планируют провести эксперимент по маркировке

Идея заключается в размещении знаков соответствия на бакалейной продукции

В России планируют провести эксперимент по маркировке

Как пережить наводнение: магнитогорские молочники помогают соседям, пострадавшим от паводка

В тяжелые для жителей Оренбургской области дни – дни большого паводка и наводнения, затопившего тысячи жилых домов, «Первый Вкус» не остался в стороне и присоединился к гуманитарной миссии. В первую очередь, пострадавшим и тем, кто работает над устранением последствий паводка (сотрудникам МЧС, медикам, волонтерам), нужно питание.

На трассе под Магнитогорском загорелся автомобиль

Это произошло сегодня в тёмное время суток

На трассе под Магнитогорском загорелся автомобиль

Скоро наступит праздник Весны и Труда

Рассказываем, где его отметят в Магнитогорске

Скоро наступит праздник Весны и Труда

Что нужно знать о сроках и оплате больничного

В статье собрали главное о пособии по временной нетрудоспособности.

Что нужно знать о сроках и оплате больничного

Магнитогорские полицейские задержали женщину, укравшую деньги у сожителя

Пока хозяина квартиры не было дома, горожанка похитила наличку и скрылась.

Магнитогорские полицейские задержали женщину, укравшую деньги у сожителя

На южноуральской трассе водитель легковушки погиб в ДТП с самосвалом

Машина превратилась в груду искореженного металла — достать тело автомобилиста получилось только с помощью спасателей.

На южноуральской трассе водитель легковушки погиб в ДТП с самосвалом

Гороскоп для всех знаков зодиака с 29 апреля по 5 мая

Астрологический прогноз на неделю.

Гороскоп для всех знаков зодиака с 29 апреля по 5 мая

В Магнитогорске мотоциклист погиб в столкновении с «Ларгусом»

Телесные повреждения получил и автомобилист. Об аварии рассказали в ГИБДД.

В Магнитогорске мотоциклист погиб в столкновении с «Ларгусом»