Дом учащейся молодежи «Магнит» имеет долгую историю, рассказала его директор Людмила Летучева во время аппаратного совещания у главы Магнитогорска. Заведение ведет свою деятельность с 1943 года, изначально это был Дом Культуры Трудовых резервов, который до 2002 года был учреждением культуры. После этого заведение стало подведомственным Министерству образования и науки Челябинской области. Сейчас там можно получить дополнительное образование в системе среднего профессионального образования.
Учреждение имеет лицензию по двум направлениям: по программам дополнительного образования детей и взрослых и по профессиональному обучению, сообщила Людмила Александровна. Сейчас там реализуют 45 дополнительных общеразвивающих программ по пяти направлениям. В Доме учащейся молодежи 1200 обучающихся получают образование на бюджетной основе.
«Комплексная работа по профессиональной ориентации и самостоятельному выбору профессии молодыми людьми может стать реальной силой региональной кадровой политики, — отметила Людмила Летучева. — Социальная миссия работы по профориентации состоит в формировании единого профориентационного пространства, способного сбалансировать интересы обучающихся, семей обучающихся, образовательных организаций, работодателей, региона и государства».
Цель профориентационной деятельности — создание условий, в которых сегодняшние школьники смогут совершить осознанный выбор будущей профессии.
Учреждение ежегодно становится площадкой проведения крупных федеральных проектов: «Билет в будущее»; «Содействие занятости» и чемпионат «Профессионалы».
«В рамках грантовых мероприятий „Ступени в профессию“ и „Эко-компас“ мы сами проектируем профориентационные активности. На уровне региона реализуем инновационную площадку по профилактике несовершеннолетних инструментами профориентации. Остановлюсь подробнее на реализации профориентационных проектов», — рассказала директор «Магнита».
Федеральный проект «Билет в будущее» реализуется с 2018 года. В его рамках детей информируют о профессиях, предоставляют возможность попробовать себя в них через профессиональные пробы — реальное погружение в профессию на практике.
Дом учащейся молодежи ежегодно выступает площадкой, где могут пройти профессиональную пробу школьники 6-11 классов.
«В 2023 году в период с октября по ноябрь мы провели 86 очных проб по 14 профессиональным направлениям из 6 экономических сред. Малыми группами по 10-15 человек через наши площадки за это время прошли 1050 школьников», — сообщили директор Дома учащейся молодежи.
Программы профессионального обучения реализуются на внебюджетной основе по федеральному проекту «Содействие занятости». Проектом предусмотрено профориентация молодежи от 16 до 35 лет, которая не нашла себе применение в экономике. В рамках федерального проекта бесплатно могут получить профессию несколько категорий граждан:
— выпускники школ, не поступившие в техникумы, колледжи, вузы; как правило, это ребята, которые имеют низкий балл аттестата или выпустились со справкой;
— граждане, которые вернулись из армии, или выпустились из учреждения среднего профессионального образования, но в течение 4-х месяцев не трудоустроились;
— молодые люди, имевшие судимость.
В рамках «Содействия занятости» на базе Дома учащейся молодежи реализуют три направления профессионального обучения: фотограф, экспедитор по перевозке грузов, электромонтажник по освещению и осветительным сетям.
Проект предполагает обучение профессии и помощь в трудоустройстве. В 2022 году в учреждении обучили 54 человека, в 2023 году — 14 человек.
В 2020 году начали реализацию проекта «Ступени в профессию» при грантовой поддержке Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Средства, выделенные Фондом, были направлены на оснащение профессиональных лабораторий по фотографии и электромонтажу.
Архив
С октября 2021 года проект стал функционировать как Региональная инновационная площадка, ориентированная на профилактику правонарушений и беспризорности несовершеннолетних из «группы риска» и «зоны риска» путем использования инструментов профориентации и предпрофессиональной подготовки.
Основные принципы проекта лежат в системном адресном подходе и эффективном межведомственном взаимодействии. Его основная цель — обучение учащихся 7-9 классов профессиональным навыкам в одной из двух профессий, а также привлечение их к различным профориентационным мероприятиям: экскурсиям, мастер-классам, профессиональным испытаниям на базе колледжей и промышленных партнеров, а также участие в различных беседах, которые проводят представители Ассоциации юристов России.
Проект согласовывается советом, в состав которого входят руководители Магнита, Управления образования и Отдела по делам несовершеннолетних администрации города Магнитогорска.
За 3 года в проекте приняли участие около 100 школьников и более 20 школ. 90% школьников повышают мотивацию к учению и продолжают обучение в техникумах и колледжах, 100% снимаются с внутришкольного учета и с учета в комиссии по делам несовершеннолетних.
В 2022 году успешная практика была отмечена дипломом Министерства образования и науки Челябинской области 2 степени.
В 2023 году проект «Эко-компас» был размещен на федеральной платформе успешных социальных практик Агентства стратегических инициатив — «Смартека». Этот проект был реализован в Доме учащейся молодежи осенью текущего года при грантовой поддержке общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение Первых».
В соответствии с новыми Федеральными образовательными стандартами, внимание уделяется организации профориентации и экологическому воспитанию. В проекте «Эко-компас» эти потребности соединены. На стадии подготовки конкурсной заявки с Управлением образования были обсуждены различные идеи, и в конечном итоге было решено реализовать формат экологического воспитания и профориентации для 5-классников.
«Эко-компас» — это своего рода урок-профминимум, нацеленный на то, чтобы предоставить ориентиры правильного экологического поведения и ознакомить учеников с профессиями в области экологии и охраны окружающей среды в их регионе. При поддержке управления охраны окружающей среды городской администрации был разработан дидактический материал, включающий в себя буклеты с актуальной информацией. Кроме того, на средства гранта был закуплен мобильный компьютерный класс. За два месяца педагоги «Магнита» провели 47 занятий в 17 школах, в которых приняли участие 1105 пятиклассников.
«Отмечу, что задача профориентации детей и молодежи актуальна. И сегодня существует достаточно механизмов профориентации на федеральном и региональном уровнях. Есть инструменты для самостоятельного проектирования профориентационных проектов. И тип учреждения дополнительного образования сегодня позволяет как нельзя лучше использовать эти возможности. На своем примере мы показали, как можно эффективно строить систему профориентации во взаимодействии с социальными партнерами», — подытожила Людмила Александровна.
Новости без цензуры и эксклюзив — в нашем телеграм-канале. Если вы стали свидетелем чрезвычайного происшествия и у вас есть фото или видео — сообщайте нам в группу «ВКонтакте» «Магсити74 — новости. Магнитогорск (18+)» или по электронной почте 313304@bk.ru.