Как пишет «Коммерсант», фактически на железнодорожном транспорте будет действовать та же система безопасности, что используется в аэропортах: на входах поставят рентгеновские конвейерные установки для багажа, а в самом вокзале пассажиров будут подвергать выборочному досмотру.
Пока непонятно, с каким запасом времени придется приезжать пассажирам на вокзал, чтобы пройти все процедуры досмотра и не опоздать на свой поезд. В аэропорт, к примеру, приходится прибывать за несколько часов до вылета. В РЖД изданию сообщили, что пока не готовы прогнозировать, насколько долго пассажирам придется задерживаться в зонах досмотра.
Напомним, что сегодня сотрудники вокзалов не имеют права производить досмотр пассажиров без их согласия, такое право есть лишь у полицейских. Поэтому даже после создания досмотровых зон пассажир, которого пригласили пройти досмотр, вправе отказаться от этой процедуры.
До тех пор пока в законодательство не будут внесены поправки, развязывающие руки вокзальным работникам, им придется производить досмотр руководствуясь специально изданными нормативными актами МВД. Однако в этих актах порядок работы инспекторов и правила прохождения ими аттестации никак не регламентированы. МВД совместно с Минтрансом также намерены внести ряд изменений в Закон о транспортной безопасности, который наделит сотрудников вокзалов полномочиями обязать пассажиров к прохождению досмотра.
Эксперты полагают, что введение обязательного досмотра на вокзалах приведет к волне исков к РЖД от пассажиров, опоздавших на свой поезд. Намного продуктивнее было бы привлечь к обеспечению безопасности специалистов, способных вычислить террориста в толпе, а не подвергать пассажиров «процедуре формального контроля».