Разного рода объявления, рекламируют и услуги такси и магазины и даже бани. Ирина Токарева как и многие горожане смс-рассылку получает постоянно.
ИРИНА ТОКАРЕВА:
«Смс приходят не каждый день, но несколько раз в неделю точно. С разных салонов, магазинов, такси иногородних».
Девушке приходят сообщения даже из мужских салонов с рекламой новой коллекции одежды. Ненужные письма, как правило, сразу удаляются. Бесчисленные сообщения с предложениями матрасов европейского качества и рекламой газового оборудования. Но даже послания из тех мест, где пользователь, возможно, и бывал, не всегда являются одобренными им самим.
ВАДИМ СОХАРЕВ:
«Согласие никогда не давал, был в магазинах, осттавлял контактные данные, чтобы получить дисконтную карту, начали после этого присылать. С одной стороны удобно, с другой — иногда напрягает».
Некоторые — то ли от раздражения, то ли от нечего делать - берутся на них отвечать. Но как проучить такие компании — лучше подскажет закон.
ЕВГЕНИЙ ЕМЕЛЬЯНОВ, ЮРИСТ:
«Такие рекламные сообщения, конечно, незаконны, поскольку эти персональные данные были добыты незаконным путем. Защита прав при незаконном предоставлении персональных данных осуществляется путем подачи иска с требованием возмещения, например, материального ущерба или морального вреда».
Юрист заявляет, номера у таких компаний могли появиться либо через сотовых операторов, что незаконно без согласия пользователя, либо через предоставление этих данных самим гражданином. Внимательность — вот что действительно может помочь в подобной ситуации.
К слову, очень часто абонент и не подозревает, что сам заносит номер в базу данных. Происходит это при оплате услуг связи через мобильные терминалы. Без официального согласия использовать данные человека запрещено - это нарушение закона. Однако некоторые терминалы устроены таким образом, что при нажатии на кнопку «пополнить счет» человек автоматически соглашается с договором публичной офферты. Номер телефона тут же попадает в базу. Обо всём этом можно прочитать в разделе информации. Только вот мало кто делает это, оплачивая мобильную связь. Составленная база данных в последствии выкупается компаниями, которые и занимаются рассылкой рекламных сообщений.
Наказать спамеров можно. Уже создан прецедент. Столичная антимонопольная служба оштрафовала компанию «Мегафон» за рассылку рекламы, без предварительного согласия абонента. Проверка была проведена после жалобы в адрес сотового оператора. Как сообщили в пресс-службе столичного УФАС, тем самым были нарушены требования закона "О рекламе". За это предусмотрен штраф в размере 100 тысяч рублей.
Татьяна Благовидова, Мария Бешенцева