Федеральное законодательство относит вопросы организации обслуживания населения на межмуниципальных и муниципальных маршрутах к полномочиям регионов и органов местного самоуправления. Закон «Об организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам» предусматривает процедуры по проведению конкурсов на право заключения договора на перевозки пассажиров и багажа по межмуниципальному маршруту и выдачу маршрутной карты на каждое транспортное средство.
За нарушение установленного порядка пассажирских перевозок законом области ранее была предусмотрена административная ответственность для перевозчиков, но была отменена в результате судебных решений и требований прокуратуры области, так как эти составы правонарушений отсутствуют и в КоАП РФ. В результате выросло число «нелегалов», что приводит к снижению безопасности пассажирских перевозок и качества обслуживания населения.
Сейчас федеральным законодательством установлена административная ответственность за осуществление деятельности по перевозке пассажиров автотранспортом без лицензии, за нарушение требований безопасности дорожного движения; за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности. Контроль за выполнением указанных требований и составление протоколов за их нарушение осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и органы внутренних дел (полиция).
Три года назад в Магнитогорске развернулись настоящие «маршрутные войны». Недавно с инициативой создать рабочую группу по борьбе с нелегальными перевозчиками, осуществляющими пассажирские перевозки автомобильным транспортом на муниципальных и межмуниципальных маршрутах, выступил председатель Законодательного собрания области Владимир Мякуш. И уже поручил комитету по промышленной политике с участием представителей органов государственной власти, МВД, Управления государственного автодорожного надзора, прокуратуры, УФНС и органов местного самоуправления заняться разаработкой мер по улучшению ситуации.
Также на уровне области решено обратиться в Госдуму с предложением о необходимости ускорения принятия федерального закона, устанавливающего единый порядок организации транспортного обслуживания населения и административную ответственность для перевозчиков.