Ирина Терновская железной дороге посвятила 15 лет. Вдохновившись рассказами родных, которые здесь трудятся, выбрала для себя необычную профессию — сигналист. Женщина устанавливает тормозные «башмаки», чтобы вагоны на станции не двигались с места. По необходимости убирает их. Вес одного — 7 килограммов, за смену специалист «переобувает» 46 таких «башмаков» — один на состав. Говорит, раньше приходилось ставить их под каждый вагон.
«Мне стало интересно, я решила посчитать, сколько я за смену перенесла килограммов и удивилась: по две с половиной тонны мы раньше переносили этих тормозных «башмаков». А сейчас нам облегчили труд, поставили упоры, мы ставим упор и один тормозной башмак. В принципе, работу я не считаю тяжелой», — рассказывает Ирина Терновская, сигналист станции «Магнитогорск-Грузовой».
Для обывателя труд этих людей незаметен, но для слаженной работы железнодорожного узла он просто необходим. Иван Назаров вот уже 37 лет отвечает за движение поездов. И он не машинист, а электромеханик. Именно от него зависит, получит ли состав необходимую энергию. В ведении специалиста — 5 участков и 49 ячеек, передающих ток. Вес одной — 665 килограммов. Работать мастеру приходится с напряжением в 27 тысяч вольт. А потому необходимо всегда быть начеку.
«Нужно чтобы все постоянно работало, чтобы поезда ездили, чтобы все вовремя, чтобы нормальное напряжение было, чтобы неисправности не было. Если неисправность, то быстро устранить ее», — делится с журналистами Иван Назаров электромеханик контактной сети станции «Магнитогорск-Грузовой».
И это только малая часть из того, что обычно остается «за кадром». Сегодня слаженную работу магнитогорского железнодорожного узла обеспечивают больше 10 организаций. Станция «Магнитогорск-Грузовой» одна из самых крупных. Она протянулась на 8 километров и состоит из 5 парков, самый крупный из них «сортировочный», он насчитывает 28 путей. В быту парк называют «сортировочная горка». Чтобы разделить большой состав на несколько маленьких, его завозят на возвышенность. Там вагоны автоматически отцепляют и под силой своего веса они начинают скатываться вниз. Переключая стрелки при помощи пульта, диспетчеры «разводят» их на разные пути, формируя новые составы. В сутки специалисты разделяют более 50 составов на отдельные вагоны.
Еще одна из старейших организаций магнитогорского узла — вагоноремонтное депо. Его специалисты отвечают за безопасность поездов.
«У каждого вагона есть срок — 3 года, после этого он поступает к нам на ремонт. И мы должны его отремонтировать, чтобы он отходил 160 тысяч километров или 3 года без ремонта. Мы восстанавливаем, можно сказать, даем вторую жизнь», — рассказывает о работе Жумабек Медяев, мастер вагоносборочного участка Вагоноремонтного депо.
За 11 часов рабочие возвращают к жизни до 10 вагонов. Обтачивают колеса, ремонтируют тормоза и тяговое оборудование. Раньше людям приходилось самим поднимать тяжелые детали, использовать лошадей для транспортировки, из подручных средств мастерить домкраты. Сегодня на помощь пришла техника. И все же человеческий труд — здесь остается востребованным.
«Например, кузнец, без него никак не обойтись. Есть такие детали, необходимые для ремонта вагонов, которые централизовано не получишь, их приходится ковать самим», — поделилась Людмила Никитенко, хранитель музея Вагоноремонтного депо.
Официально Днем Железнодорожника принято считать первое воскресенье августа. В городе металлургов, как правило, череда праздничных мероприятий начинается пятничным вечером. Главное торжество традиционно развернулось на стадионе Локомотив. В этом году здесь впервые состоялся парад работников стальных магистралей. Под бурные аплодисменты представители различных организаций прошагали вдоль трибун. А дальше уже традиционные — развлекательная программа и поздравления.