Доктор филологических наук, заведующая кафедрой языкознания и литературоведения института гуманитарного образования Магнитогорского государственного университета им. Г. И. Носова Светлана Рудакова приняла участие в региональном конкурсе среди женщин-ученых «Леди Наука». В конкурсе приняли участие 33 сотрудницы 17 организаций, выполняющих научные исследования и разработки. Участница из МГТУ им. Носова одержала победу в номинации «Доктор наук».
Свой путь в преподавании Светлана Рудакова начала еще в 1991 году. Сферами интереса стали филология, история русской литературы, медиакультура, цифровая филология, филологическое образование.
Мы поговорили с доктором филологических наук и выяснили, как проходил путь от подачи заявки до победы.
— Расскажите об участии в конкурсе.
— Решение принять участие в этом конкурсе, что впервые в рамках запланированных мероприятий десятилетия науки и технологий в РФ проводится в Челябинской области, с одной стороны, было спонтанным. А с другой стороны обусловлено было ощущением того, что есть чем гордиться, ведь на кафедре языкознания и литературоведения, которой руковожу, мы ведем серьезную научную работу. В ней активное участие принимают и наши студенты-филологи, и многое делается лично мною. Так, за последние три года мною было опубликовано более 80 работ.
В заявке на конкурс «Леди наука» нужно было отразить результаты своей научной работы за период с 2019 по 2023 гг., представленной в разных видах деятельности. Интересно, что в анкете требовалось сообщить не только привычные сведения — ФИО, место работы, должность, тему своей квалификационной работы, но и свое жизненное кредо и кратко сформулировать, что значит наука («Для меня наука — это…»). То есть уже первый лист анкеты настраивал на рефлексию относительно собственной научной деятельности и тех принципов, которыми руководствуешься по жизни.
Рассматривалась публикационная активность, оценивалось представление результатов в международных индексируемых изданиях высокого уровня (это издания, индексируемые в системах Scopus и Web of Science), в российских научных изданиях, входящих в перечень журналов ВАК, а также в научных всероссийских изданиях. Другой параметр, по которому оценивалась научная деятельность конкурсантов, — это публичное представление результатов научно-исследовательской работы. Здесь выделялся международный и всероссийский уровень, и на каждом из них оценивались три формы представления — очное выступление с докладом на конференции, выступление онлайн и заочное участие. И так получилось, что за эти годы я выступала очень много и на международных конференциях, в том числе и за рубежом (например, в Оломоуце, Брно в Чехии), и в России, принимала активное участие в работе конференций как очно, онлайн, так иногда представляла стендовые доклады.
Также рассматривалась вовлеченность в конкурсы с грантовой поддержкой, в рассмотренный период я была руководителем двухлетнего научного гранта, поддержанного РФФИ и Фондом «За русский язык и культуру» в Венгрии, в котором принимали участие как исполнители преподаватели кафедры языкознания и литературоведения института гуманитарного образования Магнитогорского государственного университета им. Г. И. Носова и студенты-филологи, а также венгерские преподаватели Дебреценского университета.
Оценивалась также вовлеченность студентов в научную работу, а также результаты их деятельности. Так, среди критериев оценки научной работы конкурсантов были вопросы о том, является ли преподаватель научным руководителем победителей или призеров международной или всероссийской олимпиады, иных конкурсных мероприятий. И здесь и нашей кафедре, и мне есть чем гордиться: в анкете было отражено, что есть у нас студенты-филологи и магистранты — победители и призеры как международных, таки национальных конкурсов и олимпиад. Также оценивалась деятельность конкурсанта в издании учебных и учебно-методических пособий, монографий. И здесь тоже было что представить. За последние три года я стала соавтором двух пособий и четырех монографий, в одной из которых была и научным редактором.
Оценивалось и то, имеет ли конкурсант награды регионального и федерального уровней (благодарственные письма, грамоты и др.). Но важное условие — эти награды должны быть получены в течение последних трех лет, рассматривался как федеральный, так и региональный уровень наград. Я за этот период получила Благодарственное письмо первого заместителя Губернатора Челябинской области и была награждена знаком «Почетный работник сферы образования Российской Федерации».
Оценивалось и то, является ли конкурсант руководителем аспирантов. На нашей кафедре аспирантура работает, под моим руководством уже двое аспирантов успешно завершили обучение. Рассматривалась и иная деятельность конкурсанта, его достижения в общественной, спортивной, волонтерской, творческой деятельности. Но особое место в заявке, которую нужно было подготовить и отправить на конкурс, занимали предложения или инициативы по вовлечению молодежи в сферу исследований и разработок. Я выбрала для себя путь представления не предложений, а тех инициатив, что реализуются в работе со студентами-филологами на нашей кафедре. Это инициативы как университетского, так и международного уровня были. Всего описано и представлено было в заявке 8 таких мероприятий, которые нашли отклик и поддержку у членов жюри регионального конкурса «Леди наука».
Сам отборочный тур проходил заочно. Жюри, в состав которого вошло 9 человек, тщательно проанализировало анкеты-заявки на конкурс. А потом опубликовали список победителей.
— Какие были эмоции, когда вы поняли, что победили?
— Конечно же, радость! И гордость за нашу кафедру языкознание и литературоведение, за наших студентов-филологов, магистрантов-филологов, студентов и магистрантов Педагогического направления института гуманитарного образования, без которых невозможно было бы представить этой победы, так как все они активные участники наших инициатив — встреч, конференций, семинаров, круглых столов.
— Как и где проходило награждение?
— Награждение проходило 16 ноября в актовом зале Челябинского государственного университета. В 9 часов началась панельная дискуссия «Лидерство в науке. Женский взгляд» в рамках областного форума «Дни науки Челябинской области». В мероприятии участвовали Ирина Гехт, первый заместитель губернатора по Челябинской области, Ирина Мануйлова, заместитель губернатора по Новосибирской области, Мария Михалева, заместитель начальника Управления программ и проектов РНФ и другие. Вопросы, обсуждаемые во время этой дискуссии, касались и науки в целом и места и роли в науки женщины. Было интересно. Представлены были интересные статистические и аналитические данные относительно обсуждаемых вопросов. По окончании дискуссии началась торжественная церемония награждения победителей и призеров конкурса «Леди наука». Всем вручили букеты, дипломы победителей и призеров, а трем победителям по трем номинациям — «Научный дебют», «Кандидат наук», «Доктор наук» — были вручены и памятные медали.
— В каких проектах и конкурсах вы планируете принять участие в будущем?
— Кафедрой языкознания и литературоведения реализуется много проектов. Так, 22–23 октября была проведена IХ международная молодежная научно-практическая конференция «Мировая литература глазами современной молодежи. Цифровая эпоха», в которой соорганизатором выступил Гомельский государственный университет. 5 декабря состоится III Всероссийская конференция научно-практическая конференция «Видеопоэзия как феномен современной поэтической, читательской и зрительской культуры», которая проводится в рамках ежегодного международного фестиваля видеопоэзии «Видеостихия». Подготовлена и отправлена заявка для участия в конкурсе грантов в РНФ. Работа продолжается.
Новости без цензуры и эксклюзив — в нашем телеграм-канале. Если вы стали свидетелем чрезвычайного происшествия и у вас есть фото или видео — сообщайте нам в группу «ВКонтакте» «Магсити74 — новости. Магнитогорск (18+)» или по электронной почте 313304@bk.ru.