Нередко на полках магазинов можно увидеть продукты с уменьшенным весом и объемом. При этом цена на такие товары сохраняется. Уменьшение количества продукта в упаковке без изменения его стоимости — это даунсайзинг. Он может производиться как в отношении уменьшения веса (объема) в упаковке, так и в отношении уменьшения физического размера упаковки товара без изменения цены. Специалисты Роскачества проанализировали девять категорий самых популярных товаров, чтобы оценить, насколько сокращаются их масса и объем. Также эксперты дали советы покупателям.
Даунсайзинг бывает нескольких видов. Во-первых, это явление может касаться продукта — изменение объема продукта без изменения размера упаковки и цены товара. Во-вторых, существует даунсайзинг упаковки — изменение размера упаковки и объема продукта при сохранении пропорций упаковки и дизайна. Как правило, производитель сохраняет прежнюю цену, но кладет в упаковку меньший объем продукции. Часто это незаметно, вес могут уменьшать незначительно, например на 20–30 г.
«Главные причины этого явления — сокращение издержек производства и поддержание его рентабельности. Например, потребление молока в России составляет примерно 183 литра на душу населения в год. Если допустить, что в среднем молоко стоит 80 рублей за упаковку (бутылку), то при при розливе в литровую упаковку на 70 мл и при сохранении цены за упаковку стоимость продукта в пересчете на литр увеличивается примерно на шесть рублей», — говорит эксперт Роскачества Любовь Аксенова.
Специалисты Роскачества обратили внимание на самые популярные товары в потребительской корзине. Эксперты выделили продукты, среди которых покупатели чаще всего сталкивались с явлением даунсайзинга. Это девять категорий товаров — масло сливочное, кефир, молоко, сметана, творог, йогурт, макароны, пиво, сок.
Если говорить о сливочном масле, то самый часто встречаемый формат упаковки — это 180 г. Упаковки по 200 г еще можно найти, но их общая доля невелика. То есть, только каждая десятая пачка масла будет весить классические 200 г. Тем не менее часть производителей продолжает уменьшать формат 180 г до 175 г. Специалисты пришли к выводу, что таких пачек на рынке сейчас 5,98% от всей доли.
Сейчас в основном не увидишь классический литр молока. Бутылки теперь чаще в форматах 900 г и 930 г. Только одна бутылка из семи будет содержать 1 л молока.
Что касается сметаны, наиболее популярными стали банки объемом 300 г — их доля составляет 31,42%. Более чем в два раза уступает объем упаковки в 315 г, а на долю классических 350 г и вовсе остается только 2,96%. То есть только одна банка сметаны из 33 будет весить стандартные 350 г.
Нарушают ли закон производители, уменьшая объем товара при сохранении прежней упаковки и цены? Формально даунсайзинг является коммерческой тактикой, уловкой на грани обмана, однако это явление законное. Если фактическая масса или объем продукта соответствуют заявленному значению на упаковке, то нарушений нет. Когда масса нетто не соответствует, это уже не даунсайзинг, а грубое нарушение. В таких случаях, как правило, на упаковке производитель заявляет один вес, а фактически кладет другой (обычно меньший).
Специалисты Роскачества рассказали, на что покупателям стоит обращать внимание при походе в магазин. Эксперты советуют изучать информацию в маркировке. Нужно внимательно смотреть на вес и объем. Кроме того, важно подсчитывать свою выгоду при выборе товаров. Также покупателям рекомендуют не привязываться к одной торговой марке. Неизвестные мелкие производители или новички на рынке могут быть более честными и использовать «классические» объемы и веса для своих продуктов. Кроме того, эксперты советуют обратить внимание на собственные торговые марки сетей. Они тоже могут использовать уменьшенные объемы, но при этом предлагать более низкие цены без потери качества.
Новости без цензуры и эксклюзив — в нашем телеграм-канале. Если вы стали свидетелем чрезвычайного происшествия и у вас есть фото или видео — сообщайте нам в группу «ВКонтакте» «Магсити74 — новости. Магнитогорск (18+)» или по электронной почте 313304@bk.ru.